Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Разработка программ вузовской педагогики: интеграция идеологии и педагогической науки (1930-е годы) (к 110-летию Нижегородского педагогического университета им. К. Минина)

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-3-8

Полный текст:

Аннотация

Введение. В статье представлены результаты исследовательской работы автора по изучению факторов, обусловивших развитие и утверждение содержания курса вузовской педагогики в 1930-е годы на основе интеграции государственной идеологии и педагогической науки. В статье сделана попытка выделить общие (в масштабе государства) и специфические (на примере Нижегородского педагогического института, отмечающего в этом году 110-летие со дня основания) особенности развития содержания педагогической науки в данный период.

Материалы и методы. Исследование выполнено на основе анализа нормативных документов, материалов педагогической периодики, обобщающих трудов ученых, архивных документов Центрального архива Нижегородской области (ЦАНО): статей, отчетов, постановлений, протоколов и др. Основные методы исследования: анализ источников, сравнительно-сопоставительный анализ данных.

Результаты исследования. На основе изучения и анализа данных показаны тенденции развития содержания педагогики как науки под влиянием правительственных постановлений, через призму происходивших в 1930-е годы общественно-политических событий. Проанализирована динамика развития содержания педагогической науки и образования в рассматриваемый период, охарактеризовано влияние государственной идеологии на развитие педагогической науки в общегосударственном и региональном формате на материале педагогических учебных заведений Нижнего Новгорода, главным образом, Нижегородского педагогического университета. Показана роль правительственных постановлений в области педагогического образования в практике деятельности региональных педагогических вузов и кафедр педагогики. Можно с полной уверенностью утверждать, что 1930-е годы в советской педагогике прошли под знаком разработки программных документов по вузовской педагогике.

Обсуждение и заключения. Автором рассмотрены проблемы становления и развития педагогики как социально-гуманитарной науки, показано влияние политики и идеологии на развитие педагогической науки и практики, обоснована зависимость педагогики от заказа общества, государства, правящей партии. 

Об авторе

Т. Г. Ханова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Ханова Татьяна Геннадьевна – кандидат педагогических наук, доцент

Нижний Новгород

Researcher ID: K-1798-2017



Список литературы

1. Богуславский М.В., Богуславская Т.Н., Милованов К.Ю., Овчинников А.В., Половецкий С.Д. Основные направления развития отечественного образования и педагогики первой половины ХХ века // Проблемы современного образования. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-razvitiya-otechestvennogo-obrazovaniya-i-pedagogiki-pervoy-poloviny-hh-veka/viewer (дата обращения: 29.03.2021).

2. Век на педагогической ниве. К 100-летнему юбилею НГПУ: монография / под общ. ред. Л.Е. Шапошникова. Нижний Новгород, 2011. 172 с.

3. Вейкшан В.А. За марксистско-ленинскую педагогику // За педагогические кадры. 1931. 30 апреля. С. 2-4.

4. Выводы бригады Наркомпроса по проверке выполнения постановления ЦК ВКП (б) от 5 сентября 931 г. по Нижегородскому краю // ЦАНО. Ф. 2734. Оп. 2. Д. 60. Л. 1, 1об.

5. Джуринский А.Н. Высшее образование в современном мире: тренды и проблемы. М.: Прометей, 2017. 230 с.

6. Дойников А.А. О работе над программой и учебником педагогики для пединститутов // Педагогическое образование. 1935. №1. С. 104-112.

7. Ивашевский С.Л. Нижегородское образование в научном творчестве А.А. Касьяна // Нижегородское образование. 2018. №3. С. 155-160. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_36517409_98810403.pdf (дата обращения: 29.03.2021).

8. Ивашевский С.Л. Идеология в системе советского образования // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Серия Политология и социология. 2017. №4. С 47-53. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_36742888_70274789.pdf (дата обращения: 29.03.2021).

9. Из отчета ГПИ за период 1930-33 уч. год // ЦАНО. Ф. 2734. Оп. 2. Д. 193. Л. 180.

10. Илалтдинова Е.Ю., Аксёнов С.И. Исторический контекст модернизации педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2016. №2(15). С. 15. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/200/201 (дата обращения: 29.03.2021).

11. Казаков Н. К перевыборам ячеек ВКП(б) // За педагогические кадры. 1930. 26 сентября. С. 1-3.

12. Касьян А.А. Дискуссии в советской науке и идеология / отв. ред. А.А. Касьян. Нижний Новгород: НГПУ, 2009. 492 с.

13. Колобродов Н. Предварительный проект второй культурной пятилетки Нижегородского края 1933-1937 гг. // Нижегородский просвещенец. 1931. №11. С. 6-12.

14. Малахов П. Нижегородский педвуз на передовых позициях // Нижегородский просвещенец. 1930. №16-18. С. 60.

15. Материалы руководящего характера. Циркуляры наркомпроса РСФСР по учебной работе // ЦАНО. Ф. 2734. Оп. 2. Д. 1. Л. 94.

16. Медынский Е.Н. Лекция в педагогическом процессе педвуза // Педагогическое образование. 1933. №3. С. 26-33.

17. Медынский Е.Н. О новых программах и о методах преподавания истории педагогики // Педагогической образование.1934. №6. С. 76-82.

18. Нарциссов И. Новые учебные планы пединститутов и педтехникумов // Педагогическое образование. 1933. №1. С. 20-25.

19. На совещании заведующих кафедрами педагогики и преподавателей психологии в педвузах // Педагогическое образование. 1936. №5. С. 43-48.

20. Невзорова А.В. Основные тенденции и перспективы развития педагогического образования // Ярославский психологический вестник. 2018. Выпуск 3(42). С.31-35. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_37104378_10765969.pdf (дата обращения: 29.03.2021).

21. Нижегородский педагогический. Страницы истории. Нижний Новгород: Изд-во НГПУ, 2001. 313 с.

22. Образование – Наука – Идеология (опыт отечественной истории): монография / А.А. Касьян, А.В. Грехов, С.Л. Ивашевский [и др.]; под ред. А.А. Касьян. Нижний Новгород: НГПУ, 2012. 394 с.

23. Орахелашвили М.П. Задачи повышения квалификации учительства: Доклад на совещании директоров ИПККНО 11 декабря 1934 г. // Педагогическое образование. 1935. №1. С. 9-11.

24. Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в России: историко-педагогические очерки. М.: Педагогика, 1979. 215 с.

25. Письмо НКП Ректорам пединститутов и деканам педфаков от 8 июня 1930 г. // ЦАНО. Ф. 2734. Оп. 2. Д. 29. Л. 35.

26. Положение о научно-методическом объединении научных работников в области педагогики при ВПИКе // Бюллетень народного комиссариата по просвещению РСФСР. 1935. №17. С. 10-11.

27. Программа по Педагогике для I, II, III и IV семестров Нижегородского педагогического института // ЦАНО. Ф. 2734. Оп. 2. Д. 161. Л. 56, 56 об.

28. Прозоров Г.С. Классовая сущность воспитания и образования в буржуазном обществе и задачи пролетариата. Лекция третья // Педагогическое образование. 1934. №5. С. 72-82.

29. Прозоров Г.С. Тема «Предмет и метод педагогики» // Педагогическое образование. 1934. №6. С. 52-75.

30. Против однобокого освещения кафедры педагогики // За педагогические кадры. 1931. 17 июля. С. 2-3.

31. Разумовский А.А. За реализацию решений XVI съезда ВКП(б) // Нижегородский просвещенец. 1930. №16-18. С.1-3.

32. Рындич А. Замечания к программе по педагогике // Педагогическое образование. 1934. №2. С. 27-34.

33. Свадковский И.Ф. Против антиленинской вульгаризации истории педагогики // Педагогическое образование. 1936. №3. С. 28-49.

34. Свадковский И.Ф. Повысить качество преподавания педагогики // Педагогическое образование. 1936. №6. С. 104-109.

35. Слепенкова Е.А., Аксёнов С.И. Становление и развитие педагогического образования в России: XVIII – XX вв. // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9, №1. С. 7. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1185/822 (дата обращения: 29.03.2021).

36. Схема отчета Нижпединститута в Коллегию НКП «О реализации решения ЦК ВКП (б) о начальной и средней школе» // ЦАНО. Ф. 2734. Оп. 2. Д. 60. Л. 34.

37. Ханова Т.Г. Генезис образовательной политики России: дореволюционный период // Гуманитарные науки и образование. 2016. №3(27). С. 66-71. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_26690543_95543343.pdf (дата обращения: 29.03.2021).

38. Ханова Т.Г. Разработка теоретических основ отечественной педагогической науки // Гуманитарные науки и образование. 2017. №2(30). С. 74-81. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_29801034_35154244.pdf (дата обращения: 29.03.2021).


Просмотров: 260


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)