Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Реализация особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в межведомственной модели инклюзивного образования

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-3-9

Полный текст:

Аннотация

Введение. В статье представлены организационные основы выявления и реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в межведомственной модели инклюзивного образования. Полноценная реализации особых образовательных потребностей (ООП) при освоении профессионального образования обучающимися с ОВЗ и инвалидностью играет ключевую роль для последующей профессиональной деятельности. В инклюзивной модели реализации ООП обучающихся с ОВЗ и инвалидностью участвуют разные ведомственные структуры, которые должны эффективно взаимодействовать между собой. Поэтому учет уровней взаимодействия организационных структур и различных мероприятий при выявлении и реализации ООП дает целостное представление о функционирующей системе, а при необходимости, позволяет более целенаправленно воздействовать на проблемные звенья модели.

Материалы и методы. В работе использован метод контент-анализа и систематизации научной и научно-методической литературы, нормативных правовых актов, определяющих направления организации образовательной среды при реализации ООП лиц с ОВЗ и инвалидностью.

Результаты исследования. В сформированной межведомственной модели инклюзивного образования рассмотрены два ее уровня: структурный уровень, который описан с точки зрения взаимодействия государственных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций, и функциональный уровень, в котором происходит процесс формирования и реализации ООП на различных этапах реабилитационно-образовательно-профессионального маршрута обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

Обсуждение и заключения. При рассмотрении процедуры формирования и реализации ООП на функциональном уровне межведомственной модели особо подчеркнута важность реализации таких процессов, как профориентация, психологическая коррекция, взаимодействие с некоммерческими и волонтерскими организациями, формирование профессиональной карьеры, взаимодействие с работодателем. Подчеркнута необходимость учета единства и взаимодействия всех элементов рассматриваемой модели, что позволит обеспечить полноценную реализацию ООП лиц с ОВЗ и инвалидностью и достигнуть конечного результата – их профессиональной и социальной интеграции в общество.

Об авторе

И. Р. Мясников
ФГБУ ДПО Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Россия

Мясников Илья Рубэнович – ассистент кафедры гуманитарных наук

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Алехина С.В. Развитие инклюзивного образования в свете нового Закона «Об образовании в Российской Федерации // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов Российской Федерации по психолого-педагогическому образованию. 2013. №1(4). С. 73-78.

2. Арифулина Р.У., Фролова С.В., Хава Сингх Я. Реализация индивидуальных образовательных маршрутов в высшей школе: опыт России и Индии // Вестник Мининского университета. 2015. №4(12). С.10.

3. Афонькина Ю.А., Кузьмичева Т.В., Морозова Д.А. Инклюзивное профессиональное образование: социально-личностные и социально-экономические эффекты: монография. Красноярск, 2020. 128 с.

4. Богданова А.А. Комплексное социально-педагогическое сопровождение освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья адаптированных программ профессионального образования // Вопросы профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов: материалы международной научно-практической конференции. СПб., 2017. С. 7-11.

5. Гриффин Ш., Шевлин М. Ответ на особые образовательные потребности: ирландская перспектива. 2-е изд. Дублин: Джин и Макмиллан, 2011. 312 с.

6. Грабчук К.М. Реализация принципов преемственности и непрерывности в инклюзивном образовании Краснодарского края // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: гуманитарные и общественные науки. 2017. №4. С. 17-23.

7. Карасаева Л.А., Мясников И.Р., Макарова Н.В., Нурова А.А. и др. Инновационные формы предоставления реабилитационных и образовательных услуг в центре социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Красногвардейского района города Санкт-Петербурга // Комплексная реабилитация инвалидов на современном этапе. Отечественная и международная практика: материалы международной научно-практической конференции. Новокузнецк, 2019. С. 27-28.

8. Карасаева Л.А., Каличава А.Ш., Мясников И.Р. Перспективы развития системы трудоустройства инвалидов в Российской Федерации // Медико-социальная экспертиза и реабилитация: сборник научных статей / под общей ред. В.Б. Смычка. Выпуск 17. Минск, 2015. С. 124-127.

9. Конвенция о правах инвалидов (2006 г.): принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН 13.12.2006. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения: 15.03.2021).

10. Коробейников И.А., Кантор В.З. Профессиональное образование лиц с ОВЗ и инвалидностью: целевые ориентиры и факторы успешного развития // Альманах института коррекционной педагогики. 2019. №36. С. 108-132.

11. Кузьмичева Т.В., Афонькина Ю.А. Психолого-педагогическая парадигма профессионального образования лиц с ОВЗ // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №60-4. С. 242-245.

12. Лубовский В.И. Особые образовательные потребности // Психологическая наука и образование. 2013. №5. С. 61-66.

13. Малофеев Н.Н. От равных прав к равным возможностям, от специальной школы к инклюзии // Известия российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2018. №190. С. 8-15.

14. Малярчук Н.Н., Волосникова Л.М. «Острые углы» инклюзивного образования учащихся с ОВЗ // Проблемы современного педагогического образования. 2016. №5-6. С. 235-241.

15. Малярчук Н.Н., Криницына Г.М. Профессионально-пропедевтический консилиум в сопровождении студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие. Тюмень: Из-во Тюменского гос. ун-та, 2017. 93 с.

16. Мартынова Е.А, Романович Н.А. Структура и содержание компетенций педагогических работников инклюзивного профессионального образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2014. №2(19). С. 40-47.

17. Мясников И.Р., Старобина Е.М., Карасаева Л.А. Комплексный подход в организации доступной образовательной среды для инвалидов // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 2018. Т. 23, №176. С. 29-38.

18. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 г. №1642 «Об утверждении государственной программы «Развитие образования» (2018-2025 гг.). URL: http://government.ru/docs/all/115042/ (дата обращения: 15.03.2021).

19. Приказ Минтруда России от 27.08. 2019 г. №585н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=349365 (дата обращения: 15.03.2021).

20. Приказ Минтруда России от 13.06. 2017 г. №486н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм». URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=369700 (дата обращения: 15.03.2021).

21. Приказ Минобрнауки РФ от 20.09. 2013 г. №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии». URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-20092013-n-1082/ (дата обращения: 15.03.2021).

22. Приказ Минобрнауки России от 14.06. 2013 г. №464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (с изм. на 28 .08. 2020 г.). URL: http://docs.cntd.ru/document/499028376 (дата обращения: 15.03.2021).

23. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23.08.2017 г. №625 «Об утверждении типовой программы по сопровождению инвалидов молодого возраста при трудоустройстве в рамках мероприятий по содействию занятости населения. URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Mintruda-Rossii-ot-23.08.2017-N-625/ (дата обращения: 15.03.2021).

24. Распоряжением Правительства РФ от 10.05.2017 г. №893-р «О плане мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2017-2020 гг.». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572298/ (дата обращения: 15.03.2021).

25. Светличная И.В., Карасаева Л.А. О необходимости разработки методологических основ реабилитационного сопровождения профессиональной реабилитации инвалидов // Актуальные вопросы профессиональной ориентации, общего и профессионального обучения и занятости инвалидов: материалы международной научно-практической конференции. СПб., 2016. С. 75-76.

26. Старобина Е.М. О совершенствовании профессионального образования инвалидов с учетом статьи 24 Конвенции о правах инвалидов // Актуальные вопросы профессиональной ориентации, общего и профессионального обучения и занятости инвалидов: материалы международной научно-практической конференции. СПб., 2016. С. 19-21.

27. Старобина Е.М., Гордиевская Е.О., Кузьмина И.Е., Рачина Г.Б. Профотбор в ходе профориентации инвалидов в системе социальной защиты // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2017. №8. С. 4-9.

28. Старобина Е.М., Гордиевская Е.О., Кривенков С.Г. Профессиональная ориентация // Реабилитация инвалидов: национальное руководство / под ред. Г.Н. Пономаренко. М., 2018. С. 100-101. (Сер. «Национальные руководства»).

29. Степанова О.А. Комплексная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях среднего профессионального образования // Инновации в профессиональной школе. 2012. №8. 60 с.

30. Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: https://base.garant.ru/71937200/ (дата обращения: 15.03.2021).

31. Федеральный закон от 30.12. 2020 г. №491-ФЗ «О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400057208/ (дата обращения: 15.03.2021).

32. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (в ред. от 01.05.2019). URL: https://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 15.03.2021).

33. Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов РФ» от 5.05. 2012 г. №46-ФЗ. URL: https://base.garant.ru/70170066/ (дата обращения: 15.03.2021).

34. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. №181-ФЗ. URL: https://base.garant.ru/10164504/ (дата обращения: 15.03.2021).


Просмотров: 324


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)