Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Категориальная структура образа армянина у русских студентов с разным типом этнической идентичности

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-3-11

Полный текст:

Аннотация

Введение. В статье анализируется специфика категориальной структуры образа армянина у русских студентов г. Барнаула с разным типом этнической идентичности. Представители армянского этноса являются одной из многочисленных этнических групп, проживающих в России, а пространство высшего образования представляется одной из площадок, где можно встретиться с ними. Так, у современных студентов актуализируется потребность в адаптации как к новому образовательному пространству, так и к его многонациональности. Процесс такой адаптации включает ряд трудностей, с которыми сталкиваются студенты разных национальностей. По нашему мнению, такие трудности в том числе связаны со спецификой категоризации коренным населением членов разных этнических групп.

Материалы и методы. Специфика категориальной структуры образа члена армянской этнической группы представлена в виде структуры категорий, выделенной по основанию преобладающего типа этнической идентичности респондентов. Для достижения цели исследования были использованы методы: свободных ассоциаций, субъективного шкалирования, факторного анализа данных, опросник «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой и С.В. Рыжовой. Выборку составили 187 студентов разных специальностей и разных вузов г. Барнаула.

Результаты исследования. Получены четыре модели, отражающие категориальную структуру образа армянина у групп русских студентов с разным типом этнической идентичности. Все группы респондентов категоризируют армянина по основаниям эмоциональности, общительности, стратегии поведения в конфликте, преобладающей позиции в группе. Отличительным является наполненность выделенных категорий. Так, русские студенты с выраженной нормальной этнической идентичностью отмечают отрицательные качества армянина, но в структуре образа превалируют положительные характеристики (веселый, разговорчивый, экспрессивный, уступчивый). Русские студенты с выраженной гиперидентичностью представляют армянина также комплексно, выделяя у них позитивные и негативные характеристики, где по большей части представлены вторые (конкурирующий, импульсивный, хитрый). В структуре образа армянина у респондентов с преобладающей этнической индифферентностью в большинстве присутствуют негативные характеристики, а группа студентов с выраженным этнонигилизмом практически полностью представляет армянина в негативном свете.

Обсуждение и заключения. На основании результатов исследования сделан вывод о необходимости формирования у студентов позитивной этнической идентичности.  Предполагается, что специфика категоризации члена армянской этнической группы русскими студентами будет обусловливать их характер общения с представителем данной национальности. 

Об авторах

С. А. Романова
Алтайский государственный университет
Россия

Романова София Александровна – аспирант, кафедра социальной психологии, Институт психологии

Барнаул



О. С. Гурова
Алтайский государственный университет
Россия

Гурова Ольга Сергеевна – доцент кафедры социальной психологии института психологии, кандидат психологических наук

Барнаул



Список литературы

1. Берберян А.С., Тучина О.Р. Исследование самопонимания этнокультурной идентичности в титульном армянском этносе и сопряженной армянской диаспоре в России // Российский психологический журнал. 2016. Том 13, №3. С. 178-196.

2. Берберян А.С., Тучина О.Р., Аполлонов И.А. Этническая идентичность и индекс толерантности в различной социокультурной среде // Ярославский педагогический вестник. 2019. Том 1, №106. С. 127-133.

3. Бовина И.Б., Стефаненко Т.Г., Тихомандрицкая О.А., Малышева Н.Г., Голынчик Е.О. Россия в современном мире: подход теории социальных представлений // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». 2009. №2.

4. Вацура В. В. Особенности этнических гетеростереотипов у молодежи с разным типом этнической идентичности // Молодой ученый. 2019. Том 51, №289. С. 451-453.

5. Волчков Э.Г. Национальное самосознание и самоидентификация // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2014. Том 3, №37. С. 315-318.

6. Донцов А.В., Стефаненко Т.Г. Культурная память о геноциде и этническая идентичность российских армян // Человеческий капитал. 2017. Том 11, №107. С. 69-75.

7. Жигулина О.В. Политические аспекты миграции в Закавказье в составе СССР // Власть. 2015. №9. С. 69-72.

8. Зверева М.А. Взаимосвязь содержания этнических стереотипов и типа этнической идентичности подростка: на примере русских и еврейских подростков: дис. ... канд. психол. наук. М., 2011. 222 c.

9. Емельянова Т.П. Социальные представления. История, теория и эмпирические исследования. М: Ин-т психологии РАН, 2016. 475 с.

10. Ишмуллина Г.И. Основные подходы к изучению понятия «этническое самосознание» в исследованиях башкирских ученых // Доклады Башкирского университета. 2017. Том 2, №1. С. 124-127.

11. Калиниченко О.В. Особенности этнической идентичности корейцев и русских в условиях межэтнического взаимодействия (на материале студентов педагогического вуза) // Прикладная психология. 2002. №1. С. 68-84.

12. Киселева Е.Е. Особенности этнической идентичности современных студентов (на примере Московского института лингвистики) // Молодой ученый. 2015. Том 15, №95. С. 535-537.

13. Кольчикова Н.Л. Особенности этнического самосознания у учащихся-хакасов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. Том 4, №119. С. 17-21.

14. Кузнецов П.В. Национальное самосознание чувашского этноса как объект социально-философского исследования: дис. ... канд. философ. наук. Чебоксары, 2008. 170 c.

15. Мишина М.М., Мурсалыева Г.М. Сравнительный анализ формирования типов этнической идентичности подростков разных культурных сред // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2018. №1. С. 84-93.

16. Морева Г.И., Курдоглян Г.М. Особенности национального самосознания армян, проживающих в России и в Армении // Социальная психология и общество. 2019. Том 10, №3. С. 67-84.

17. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995. Том 16, №1. С. 3-18.

18. Немов Р.С., Яценко Д.А. Системный взгляд на концепции личности // Системная психология и социология. 2019. Том 1, №29. С. 19-30.

19. Петренко В.Ф. Психосемантические аспекты картины мира субъекта // Психология. Журнал ВШЭ. 2005. №2.

20. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. 389 с.

21. Солдатова Г.У., Чигарькова С.В., Кулеш Е.В., Тихомиров М.Ю. Этносоциальные и личностные предикторы направленности межкультурной коммуникации у жителей российских городов с различным этническим составом населения // Психологические исследования. 2018. Том 11, №62.

22. Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность: от этнологии к социальной психологии // Вестник московского университета. Серия 14. Психология. 2009. №2. С. 3-17.

23. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: Практикум. М: Аспект Пресс, 2006. 208 с.

24. Тарасова Л.Е. Анализ дискриминационных установок студенческой молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2019. №3. С. 320-325.

25. Терентьев В.И. Образы Китая и китайцев в национальном самосознании монголов // Вестник Томского государственного университета. 2016. №406. С. 152-157.

26. Торосян Н.Г. К вопросу о переселении армян в Алтайский край: исторический аспект // Известия Алтайского государственного университета. 2013. Том 4, №80. С. 75-79.

27. Тучина О.С. Самопонимание этнокультурной идентичности в условиях диаспоры (на материале исследования армянской молодежи Кубани) // Russian Journal of Education and Psychology. 2013. Том 9, №29. DOI: http://dx.doi.org/10.12731/2218-7405-2013-9-93

28. Филипченко С.Н., Матвеева А.А. Особенности воспитания культуры межнациональных отношений иностранных студентов университета // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2017. №4. С. 496-502.

29. Хачатрян И.А. Этнокультурные особенности ценностной сферы личности (кросс-культурный анализ ценностных ориентаций русских и армян) // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2014. Том 4, №30. С. 261-264.

30. Яницкий М.С., Серый А.В., Браун О.А., Пелех Ю.В., Маслова О.В., Сокольская М.В., Санжаева Р.Д., Монсонова А.Р., Дагбаева С.Б., Неяскина Ю.Ю., Кадыров Р.В., Капустина Т.В. Идентичность как динамическая иерархическая система: социальный и культурный контекст формирования // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. Том 2, №74. С. 131-140.

31. Чибисова М.Ю., Зверева М.А. Взаимосвязь содержания этнических стереотипов и типа этнической идентичности подростка (на примере русских и еврейских подростков) // Социальная психология и общество. 2011. Том 2, №2. С. 63-79.

32. Anderson J.R. The adaptive nature of human categorization // Psychological Review. 1991. Vol. 98(3). Pp. 409-429. DOI: doi.org/10.1037/0033-295X.98.3.409.

33. Boda Z. Friendship Bias in Ethnic Categorization // European Sociological Review. 2019. Vol. 35(4). Pp. 567-581. DOI: https://doi.org/10.1093/esr/jcz019.

34. Bodenhausen G.V., Kang S.K., Peery D. Social Categorization and the Perception of Social Groups // Fiske S., Macrae C.N. (eds) The SAGE Handbook of Social Cognition. Los Angeles, CA: SAGE Publications Ltd, 2012. Pp. 311-329. DOI: http://dx.doi.org/10.4135/9781446247631.

35. Chua P., Fujino D. C. Negotiationg new Asian-American masculinities: Attitudes and gender expectations // Journal of Men’s Studies. 2008. Vol. 7. Pp. 391-413.

36. Connelly R., Gayle V., Lambert P.S. Ethnicity and ethnic group measures in social survey research // Methodological Innovations. 2016. Vol. 9. Pp. 1-10.

37. Deng W.S., Sloutsky V.M. Selective attention, diffused attention, and the development of categorization // Cognitive Psychology. 2016. Vol. 91. Pp. 24-62. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cogpsych.2016.09.002.

38. Esses V.M., Jackson L.M., Dovidio J.F., Hodson G. Instrumental relations among groups: Group competition, conflict, and prejudice // Dovidio J.F., Glick P., Rudman L.A. (eds) On the nature of prejudice: Fifty years after Allport. Malden, MA: Blackwell Press, 2005. Pp. 227-243. DOI: https://doi.org/10.1002/9780470773963.ch14.

39. Fiske S.T., Xu J., Cuddy A., Glick P. (Dis)respecting versus (dis)liking: Status and interdependence predict ambivalent stereotypes of competence and warmth // Journal of Social Issues. 1999. Vol. 55. Pp. 473-491.

40. Fiske S.T., Cuddy A.J.C., Glick P., Xu J. A model of (often mixed) stereotype content: Competence and warmth respectively follow from perceived status and competition // Journal of Personality and Social Psychology. 2002. Vol. 82. Pp. 878-902.

41. Fordham S. “Those loud Black girls”: (Black) women, silence, gender “passing” in the academy //Anthropology and Education Quarterly. 1993. Vol. 24. Pp. 3-32.

42. Hooks B. We real cool: Black men and masculinity. New York, NY: Routledge, 2004.

43. Jaramillo J., Mello Z.R., Worrell F.C. Ethnic Identity, stereotype threat, and perceived discriminationamong Native American adolescents // Journal of Research on Adolescence. 2016. Vol. 26(4). Pp. 769-775. DOI: https://doi.org/10.1111/jora.12228.

44. Jost J.T., Banaji M.R., Nosek B.A. A decade of system justification theory: Accumulated evidence of conscious and unconscious bolstering of the status quo // Political Psychology. 2004. Vol. 25. Pp. 881-919.

45. Lei J.L. (Un)Necessary toughness? Those “loud Black girls” and those “quiet Asian boys” // Anthropology and Education Quarterly. 2003. Vol. 34. Pp. 158-181.

46. Phinney J.S. A three-stage model of ethnic identity development in adolescence. Ethnic identity: Formation and transmission among Hispanics and other minorities // SUNY series, United States Hispanic studies. Albany, NY: State University of New York Press, 1993. Pp. 61-79.

47. Seering J., Ng F., Yao Z., Kaufman G. Applications of social identity theory to research and design in social computing // Proceedings of the ACM on human-computer interaction. 2018. No. 2(201). Pp. 1-34. DOI: https://doi.org/10.1145/3274771.

48. Shek Y. L. Asian American masculinity: A review of the literature // Journal of Men’s Studies. 2006. Vol. 14. Pp. 379-391.

49. Tajfel H., Turner J. C. The social identity theory of intergroup behavior. Key readings in social psychology // Political psychology: Key readings. N.Y.: Psychology Press, 2004. Pp. 276-293. DOI: https://psycnet.apa.org/doi/10.4324/9780203505984-16.

50. Trepte S., Loy L.S. Social identity theory and self‐categorization theory // The International Encyclopedia of Media Effects. John Wiley & Sons, 2017. DOI: https://doi.org/10.1002/9781118783764.wbieme0088.

51. Way N., Hernández M.G., Rogers L.O., Hughes D.L. “I’m not going to become no rapper”: stereotypes as a context of ethnic and racial identity development // Journal of Adolescent Research. 2013. Vol. 20(10). Pp. 1-24. DOI: https://doi.org/10.1177/0743558413480836.

52. Yip T. Ethnic identity in everyday life: the influence of identity development status // Child Development. 2014. Vol. 85(1). Pp. 205-219. DOI: https://doi.org/10.1111/cdev.12107.


Просмотров: 330


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)