Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Становление субъектности школьников на пути их профессионального самоопределения: коллаборация школы и вуза

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-3-12

Полный текст:

Аннотация

Введение. Интерес научного сообщества к вопросу онтогенеза субъектности в эпоху перемен во всех сферах жизни, реформирования отечественного образования, связанного с цифровизацией обучения и другими вызовами, вновь возрастает. Особую актуальность приобретает проблема психологического сопровождения становления субъектности в период обучения в школе. Именно субъектность является интегративной характеристикой личности школьника, связанной с преобразующей активностью и достижением собственных целей. Субъектность определяет, как человек взаимодействует с окружающим миром и людьми, как отстаивает свою позицию во взаимодействии с людьми и социумом в целом. Личностный и профессиональный выбор школьника связан со способностью осознавать и моделировать возможные альтернативы своего жизненного пути, а также нести ответственность за результаты. В младшем школьном возрасте существуют личностные предпосылки для развития субъектности. Компонентами субъектности в структуре личности школьника являются его особенности, такие как наличие учебно-профессионального мотива, мотива достижений и развития, ответственность за свои поступки и решения, способность себя контролировать в самых разных, в том числе и сложных, жизненных ситуациях, активная поведенческая позиция. Школьное обучение, включающее не только педагогическое воздействие на ученика, но и его субъектную учебную деятельность, предполагающую его активное участие в построении собственной личности, является именно тем пространством, которое несет на себе большую смысловую и функциональную нагрузку с точки зрения формирования и развития внутриличностных механизмов и образований. Создание «правильных», созидательных условий обучения и развития ребенка в процессе школьного обучения является значимым моментом в работе по формированию его субъектности, в том числе и в отношении выбора профессионального пути. Работа по формированию субъектности школьников в сфере современного общего образования становится важной и ответственной задачей с точки зрения развития полноценной личности и будущего профессионального самоопределения выпускников школ.

Материалы и методы. Статья носит характер аналитического обзора с элементами практического исследования, где осуществлена попытка систематизации научного психолого-педагогического знания по проблеме становления субъектности в период обучения в школе. Для изучения этой личностной характеристики нами было проведено теоретико-эмпирическое исследование. Становление субъектности обусловлено развитием самосознания и мотивационно-смысловой сферы личности. Наиболее важными, с нашей точки зрения, являются такие критерии развития субъектности у школьника, как мотивационные показатели, способность к рефлексии, характер взаимодействия с взрослыми, уровень саморегуляции. В соответствии с критериально-уровневым подходом, мы выделили три уровня развития субъектности школьников: низкий, средний и высокий.

Результаты исследования. Все выделенные и изученные нами критерии субъектности школьников младших классов и среднего звена находятся в стадии активного формирования. Именно поэтому данное исследование носит пробный, пилотный характер. Полученные нами данные демонстрируют лишь существующую тенденцию в отношении личностного развития детей на определенных этапах обучения в школе. Именно поэтому приведенные критерии развития субъектности школьников нуждаются в дополнительном изучении, а их типология – в дополнительной доработке. 

Обсуждение и заключения. Обосновывается вывод о том, что приведенные критерии развития субъектности школьников нуждаются в дополнительном изучении, а их типология – в дополнительной доработке, что является перспективным направлением для дальнейшего теоретического и эмпирического исследования. Работа по формированию субъектности школьников в сфере современного общего образования становится важной и ответственной задачей с точки зрения развития полноценной личности и будущего профессионального самоопределения выпускников школ. На основании результатов проведенного исследования считаем необходимым создание содержательных и системных условий, способствующих развитию в ребенке способности к субъектной деятельности, осознанию себя и своей жизни. Перечислены условия, позволяющие развить внутренний потенциал ребенка как субъекта собственной деятельности в самых разных аспектах – не только учебной, но и внеучебной, способствующей творческой активности и саморазвитию.

Об авторах

Н. Е. Серебровская
ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» (ННГУ)
Россия

Серебровская Наталья Евгеньевна – доктор психологических наук, доцент, профессор

Нижний Новгород



И. С. Кочергина
ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» (ННГУ)
Россия

Кочергина Инна Савельевна – начальник управления по работе с абитуриентами

Нижний Новгород



Список литературы

1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности. М.: Издательство НПО «МОДЭК», Воронеж, 1999. 224 с.

2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 335 с.

3. Александрова Н.Х. Субъектность на поздних этапах онтогенеза. Н. Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 2000. 125 с.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.

5. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. М., 1989. С. 426-434.

6. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы. Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. С. 3-13.

7. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984. 104 с.

8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности // Избранные психологические труды. М.: МПСИ; Воронеж: «МОДЭК», 1995. 348 с.

9. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография. Волгоград: Перемена, 2001. 181 с.

10. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: МПСИ, 2003. 407 с.

11. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта М.: Институт психологии РАН, 1994. 109 с.

12. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. Пермь: Владос-Пресс, 2007. 160 с.

13. Волкова Е.Н Субъектность: философско-психологический анализ. Н. Новгород: НГЦ, 1997. 80 с.

14. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. / под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика. 1984. 400 с.

15. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.

16. Газман О.С., Вейсс Р.М., Крылова Н.Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М.: Инноватор, 1995. 103 с.

17. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: в 3-х т. Т. 2: Философия природы. М.: Мысль, 1975. 695 с.

18. Годник С.М. О значении понятия «субъект» в теоретико-методологическом мышлении и практической деятельности вузовского педагога // Педагогическое образование и наука. 2006. №1. С. 56-57.

19. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 280 с.

20. Дунаева Н.И., Серебровская Н.Е., Егорова П.А. Проблемы сопротивляемости личности трудным жизненным ситуациям в условиях образовательной среды в российских и зарубежных исследованиях // Вестник Мининского университета. 2019. Т.7, №1(26). С. 12.

21. Зотикова Н.В. Личностные предпосылки субъектности младших подростков: дис. … канд. психол. наук: 19. 00.13. М., 2002. 167 с.

22. Исследование развития субъектности в онтогенезе в современном социокультурном пространстве: монография / Е.Н. Волкова [и др.]. Н. Новгород: Мининский университет, 2012. С. 231-296.

23. Куликова Т.И. Психолого-педагогическая стратегия развития субъектности современного подростка: дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. Тула, 2004. 198 с.

24. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, Академия, 2005. 352 с.

25. Мухаметзянова Ф.Г. Субъектность в современном образовательном пространстве. Казань, 2001. С. 135-148.

26. Мышкина М.С. Психологические особенности мотивационно-смысловой интенции детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (сравнительный анализ): автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01. М., 2004. 26 с.

27. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.

28. Петровский В.А. Феномен субъектности в психологии личности: дис. … д-ра психол. наук: 19.00.11. М., 1993.

29. Развитие субъектности в онтогенезе в современном социокультурном пространстве образования и семьи: учебное пособие / Е.Н. Волкова [и др.]. Н. Новгород: Мининский университет, 2012. С. 208-234.

30. Серебровская Н.Е., Лукомец А.А. Психологическая готовность к выбору профессии в раннем юношестве: теоретический и практический аспект // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23, №5. С.44-48.

31. Слободчиков В. И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования): дис. … д-ра психол. наук: 19.00.01. М., 1994.

32. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М., 2000. 316 с.

33. Ульянова О.С. Психологические условия развития субъект-субъектных отношений: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. М., 2000. 28 с.

34. Цукерман Г.А. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности // Вопросы психологии. 1999. №6. С. 3-13.

35. Erikson E.H. Identity. Youth and crisis. N.Y., 1968.

36. Maslow A.H. Motivation and Personality. N.Y., 1954.

37. Rogers C.R. Freedom to learn for the 80s. Columbus, Toronto, London, 1983.


Просмотров: 288


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)