Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Компетентностный портрет мастера 2.0 как основа развития кадрового потенциала Профессионалитета

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-2-2

Полный текст:

Аннотация

Введение. Переход государства к цифровой экономике характеризуется турбулентностью процессов развития различных отраслей промышленности и сферы услуг. Новые экономические и технологические условия требуют создания и реализации подходов по содействию гражданам в освоении новых компетенций цифровой экономики, что представляется возможным только в случае совершенствования архитектуры системы профессионального образования страны. С 1 сентября 2022 года Минпросвещения России запускает экспериментальную программу «Профессионалитет», в рамках которой начнут учиться порядка 150 тысяч студентов организаций среднего профессионального образования с учетом требований ведущих отраслевых предприятий. Кроме того, одна из инициатив «Профессионалитета» предполагает подготовку педагогических кадров, способных осуществлять опережающую подготовку квалифицированных конкурентоспособных кадров. Сегодня вновь становится актуальным вопрос совершенствования содержания подготовки мастера производственного обучения как ключевой фигуры в системе профессионального образования. Поэтому и компетентностный портрет мастера, отвечающего вызовам современного общества и обеспечивающего качественную и эффективную подготовку кадров, требует существенного обновления.

Материалы и методы. Представленное исследование базируется на компетентностном и личностно ориентированном подходах к профессиональному образованию. В качестве исследовательских методов были выбраны моделирование и анализ отечественной и зарубежной научной литературы и нормативных документов.

Результаты исследования. Предложена компетентностная модель матера производственного обучения формата 2.0, включающая в себя универсальные (надпрофессиональные или soft-), методические, организационно-управленческие, исследовательские и цифровые компетенции в новых дескрипторах.

Обсуждение и заключения. В ходе Панельной дискуссии «Компетентностный портрет мастера производственного обучения как основа кадрового потенциала системы СПО РФ» в рамках деловой программы Национального финала WorldSkills, проведенной в августе 2021 года в городе Уфе, эксперты в области профессионального и профессионально- педагогического образования, а также представители региональных министерств, определяющих политику в сфере образования, подтвердили значимость каждого из выделенного блока компетенций для мастеров производственного обучения будущего. Однако разрыв психолого-педагогического и профессионального компонентов в содержании подготовки мастера 2.0, очевиден. В связи с этим актуальной на сегодняшний момент становится задача поиска путей преодоления данного разрыва при проектировании образовательных программ, интегрирующих в себе параллельное формирование навыков педагогического мастерства через призму отраслевого содержания.

Об авторах

А. А. Коновалов
ФГАОУ ВО "Российский государственный профессионально-педагогический университет"
Россия

Коновалов Антон Андреевич – кандидат педагогических наук, директор научно-образовательного центра исследования перспектив кадрового обеспечения системы профессионального образования

SPIN-код: 4585-2215

Екатеринбург



А. И. Лыжин
ФГАОУ ВО "Российский государственный профессионально-педагогический университет"
Россия

Лыжин Антон Игоревич – кандидат педагогических наук, и.о. проректора

SPIN-код: 4712-0758

Екатеринбург



Список литературы

1. Блинов В.И., Сатдыков А.И., Селиверствова И.В. Актуальное состояние взаимодействия профессиональных образовательных организаций и предприятий // Образование и наука. 2021. Т. 23, №7. С. 41-70. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-7-41-70.

2. Галкина Е.С. Персонификация профессионального развития мастеров производственного обучения: организационно-информационное обеспечение // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. №4(7). С. 29-41. DOI: http://dx.doi.org/10.17853/2686-8970-2021-4-29-41.

3. Данилаев Д.П., Маливанов Н.Н. Кадровое обеспечение системы технологического образования молодёжи: проблемы и пути решения // Высшее образование в России. 2021. №1. С. 60-72. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-1-60-72.

4. Дорожкин Е.М., Тарасюк О.В., Федулова К.А., Федулова М.А. Компьютерное моделирование в профессионально-педагогической деятельности: теория и практика: монография. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2015. 193 с.

5. Дубицкий В.В., Коновалов А.А., Кислов А.Г. К решению актуальных задач кадрового обеспечения в системе профессионального образования // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. №3(46). С. 6-20.

6. Есенина Е.Ю., Кресс Х. Подготовка педагогических кадров профессионального образования (результаты российско-немецкого сотрудничества) // Образование и наука. 2017. Т. 19, №5. С. 98-119. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-5-98-119.

7. Жуков Г.К. Система непрерывного профессионально-педагогического образования Кемеровской области: методология, опыт, перспективы // Образование. Карьера. Общество. 2010. №3(29). С. 61-66.

8. Кислов А.Г. К организации адресной командной подготовки педагогов профессионального образования // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. №2(5). С. 30-40. DOI: 10.17853/2686-8970-2021-2-30-43.

9. Комарницкая Е.А., Шашенкова Е.А. Совершенствование системы непрерывной подготовки преподавателей и мастеров производственного обучения // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. №4(7). С. 11-28. DOI: 10.17853/2686-8970-2021-4-11-28.

10. Коновалов А.А., Щипанова Д.Е., Лыжин А.И., Чернышов Б.А. О дефиците исследовательских компетенций у педагогов СПО: результаты исследования // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. №2(45). С. 112-125. DOI: 10.52944/PORT.2021.45.2.009.

11. Лыжин А.И., Феоктистов А.В. Профессионально-педагогические кадры: новые технологии подготовки // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. №2(5). С. 19-29. DOI: 10.17853/2686-8970-2021-2-19-29.

12. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся: Федеральный закон. №304-ФЗ от 31 июля 2020 г. URL: https://rg.ru/documents/2020/08/07/ob-obrazovanii-dok.html (дата обращения: 15.12.2021).

13. О результатах мониторинга качества подготовки кадров в 2020 году. Информационный бюллетень. Москва: МИРЭА – Российский технологический университет, 2020. 39 с. URL: https://monitoring.miccedu.ru/iam/2020/_spo/bulletin_SPO_RF_2020.pdf (дата обращения: 15.12.2021).

14. Образование в России: востребованность, доступность, качество: аналитический обзор (28.01.2021) // ВЦИОМ: [сайт]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/obrazovanie-v-rossii-vostrebovannost-dostupnost-kachestvo (дата обращения: 15.12.2021).

15. Петров Е.Е. Подготовка результативного участника финала национального чемпионата по методике Worldskills // Профессиональное образование и рынок труда. 2018. №3. С. 49-56.

16. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: учебник для студентов высших учебных заведений: в 2 книгах. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. Москва: ВЛАДОС, 2001. 576 с.

17. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 г. №608н [отменен: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 26.12.2019 г. №832н]. URL: https://firo.ranepa.ru/files/docs/spo/pedagogam_standarty/ps_pedagog_text.pdf (дата обращения: 15.12.2021).

18. Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А. Разработка и реализация интегрированной программы воспитательной работы мастеров производственного обучения и кураторов на основе системно-функционального подхода // Интеграция образования. 2014. №4(77). С. 54-59. DOI: 10.15507/Inted.077.018.201404.054.

19. Стенограмма «круглого стола» на тему «Актуальные вопросы развития системы среднего профессионального образования в Российской Федерации» (27.02.2020 г.) // Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре: [сайт]. URL: http://science.council.gov.ru/activity/activities/round_tables/114783/ (дата обращения: 15.12.2021).

20. Стратегия развития национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030 года [одобрена Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (протокол от 12.03.2021 №51)]. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/69040.html/ (дата обращения: 15.12.2021).

21. Техническое описание компетенции «Мастер производственного обучения». Союз «Ворлдскиллс Россия», 2017. 29 с. URL: http://ocrpo-ural.ru/rkts-wsr/perechen-kompetentsiy/master-proizvodstvennogo-obucheniya/%D0%A2%D0%9E%20%D0%9C%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%20%D0%9F%D0%9E.pdf (дата обращения: 15.12.2021).

22. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям): Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 октября 2015 г. №1085. URL: https://base.garant.ru/71236820/ (дата обращения: 15.12.2021).

23. Федоров В.А., Третьякова Н.В. Профессионально-педагогическое образование в России: историко-логическая периодизация // Образование и наука. 2017. Т. 19, №3. С. 93-119. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-3-93-119.

24. Фролова В.Н., Шилова Л.Н. Разработка дополнительных профессиональных программ подготовки преподавателей в контексте требований профессионального стандарта // Перспективы науки и образования. 2017. №5(29). URL: https://pnojournal.wordpress.com/archive17/17-05/ (дата обращения: 15.12.2021).

25. Choi S.J., Jeong J.C., Kim S.N. Impact of vocational education and training on adult skills and employment: An applied multilevel analysis // International Journal of Educational Development. 2019. Vol. 66. Pp. 129-138. DOI: 10.1016/j.ijedudev.2018.09.007.

26. Dille K.B., Røkenes F.M. Teachers’ professional development in formal online communities: A scoping review // Teaching and Teacher Education. 2021. Vol. 105. P. 103431. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2021.103431.

27. Guo D., Miller A. Is vocational education a good alternative to low-performing students in China // International Journal of Educational Development. 2020. Vol. 75. DOI: 10.1016/j.ijedudev.2020.102187.

28. Hofer S. I. Nistor N., Scheibenzuber C. Online teaching and learning in higher education: Lessons learned in crisis situations // Computers in Human Behavior. 2021. Vol. 121. P. 106789. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2021.106789.

29. Koenen А-К., Dochy F., Berghmans I. A phenomenographic analysis of the implementation of competence-based education in higher education // Teaching and Teacher Education. 2015. Vol. 50. Pp. 1-12. DOI: 10.1016/j.tate.2015.04.001.

30. Lambrechts W., Mulà I., Ceulemans K., Molderez I., Gaeremynck V. The integration of competences for sustainable development in higher education: an analysis of bachelor programs in management // Journal of Cleaner Production. 2013. Vol. 48. Pp. 65-73. DOI: 10.1016/j.jclepro.2011.12.034.

31. Li Q. Analysis and practice on the training of key ability of students majoring in electronic information in higher vocational education // Procedia Computer Science. 2021. Vol. 183. Pp. 791-793. DOI: 10.1016/j.procs.2021.02.130.

32. Miller A. Development through vocational education. The lived experiences of young people at a vocational education, training restaurant in Siem Reap, Cambodia // Heliyon. 2020. Vol. 6. DOI: 10.1016/j.heliyon.2020.e05765.

33. Molderez I., Fonseca E. The efficacy of real-world experiences and service learning for fostering competences for sustainable development in higher education // Journal of Cleaner Production. 2018. Vol. 172. Pp. 4397-4410. DOI: 10.1016/j.jclepro.2017.04.062.

34. Oswald-Egg M.E., Renold U. No experience, no employment: The effect of vocational education and training work experience on labour market outcomes after higher education // Economics of Education Review. 2021. Vol. 80. DOI: 10.1016/j.econedurev.2020.102065.

35. Suharno, Pambudi N.A., Harjanto B. Vocational education in Indonesia: History, development, opportunities, and challenges // Children and Youth Services Review. 2020. Vol. 115. DOI: 10.1016/j.childyouth.2020.105092.

36. Tapani A., Salonen A.O. Identifying teachers’ competencies in Finnish vocational education // International Journal for Research in Vocational Education and Training. 2019. Vol. 6(3). Pp. 243-260. DOI: 10.13152/IJRVET.6.3.3.

37. Wagiran W., Pardjono P., Suyanto W., Sofyan H., Soenarto S., Yudantoko A. Competencies of future vocational teachers: perspective of in-service teachers and educational experts // Journal Cakrawala Pendidikan. 2019. Vol. 2(38). Pp. 387-397. DOI: 10.21831/cp.v38i2.25393.


Рецензия

Просмотров: 307


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)