Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Концепция проектирования основных профессиональных образовательных программ будущих педагогов

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-4-1

Полный текст:

Аннотация

Введение. Статья посвящена описанию подходов к проектированию образовательных программ педагогического профиля подготовки, реализуемых в Мининском университете. Обосновывается применение модульной структуры образовательных программ, и описываются блоки модулей в подготовке будущего учителя. Рассматривается идея внедрения модулей «универсальной подготовки», основанная на антропологическом подходе и обеспечивающая возможность изменения образовательной траектории после 2-го курса обучения. Статья представляет анализ методологических и практических результатов работы команды преподавателей в рамках реализации проекта «Модернизация образовательной деятельности: новые логистические решения» в 2016-2020 гг. в Мининском университете.

Материалы и методы. Для решения поставленных в работе задач использовались общенаучные, психолого-педагогические и практические методы научного поиска. Основными методами практического исследования являются анализ, синтез и формализация, педагогическое проектирование, описание подходов к проектированию структуры и содержания образовательных программ подготовки будущего учителя.

Результаты исследования. В статье представлены основные концептуальные подходы к проектированию образовательных программ. Определена структура образовательной программы подготовки будущего педагога, включающая такие блоки модулей, как модули универсальной подготовки, модули психолого-педагогической подготовки, модули методической и предметной подготовки, модули специализации. Представлены этапы проектирования и уровни управления модульной образовательной программой будущего учителя.

Обсуждение и заключения. Сделаны выводы о том, что представленные подходы к построению образовательных программ позволяют реализовать идеи эффективного «входа в профессию», изменения направления или профиля подготовки после 2-го курса. Определены основные направления дальнейшего развития подходов к проектированию образовательных программ.

Об авторах

Г. А. Папуткова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет); ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России»
Россия

Папуткова  Галина  Александровна – доктор  педагогических наук, профессор, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород; начальник отдела стратегии развития педагогического образования управления взаимодействия с педагогическими вузами, ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России», Москва



Р. А. Саберов
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Саберов Рушан Анвярович – начальник учебно-методического управления

Нижний Новгород



И. Ф. Фильченкова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет); Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
Россия

Фильченкова Ирина Федоровна – кандидат педагогических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород; проректор по образовательной деятельности, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Калининград



Список литературы

1. Авдонина Н.С. Образовательная модель LiberalArts: содержание и методы // Ценности и смыслы. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-model-liberal-artssoderzhanie-i-metody (дата обращения: 20.06.2021).

2. Академик Семенов: «Мы восстанавливаем идеальный баланс» // Проект Учёба.ру. URL: https://www.ucheba.ru/article/1158 (дата обращения: 20.06.2021).

3. Арифулина Р.У., Фролова С.В., Хава С.Я. Реализация индивидуальных образовательных маршрутов в высшей школе: опыт России и индии // Вестник Мининского университета. 2015. №4(12). С. 10.

4. Бермус А.Г. Кластерно-модульный подход к проектированию образовательных программ в системе непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2015. №4(12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klasterno-modulnyy-podhod-kproektirovaniyu-obrazovatelnyh-programm-v-sisteme-nepreryvnogo-obrazovaniya (дата обращения: 20.06.2021).

5. Каштанова С.Н., Белинова Н.В. Модульное обучение: целеполагание, структура и проектирование содержания // Вестник Мининского университета. 2016. №4(17).

6. Каштанова С.Н., Воробьев Н.Б., Илалтдинова Е.Ю., Орлова О.А., Пыжьянова М.А., Соткина С.А., Белинова Н.В. Модернизация образовательного процесса: проектирование модулей основной профессиональной образовательной программы: учебнометодическое пособие. Н. Новгород: Мининский университет, 2016. 64 с.

7. Каштанова С.Н., Кудрявцев В.А. Диссеминация опыта проектирования профессиональных модулей в педагогическом вузе // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2015. №3(33). С. 31-44.

8. Каштанова С.Н., Кудрявцев В.А. Проблема формирования команды преподавателей под задачи проектирования и реализации модульных образовательных программ // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. 2015. Т. 7, №4. С. 115-127.

9. Каштанова С.Н. Из опыта проектирования и апробации новых образовательных модулей в рамках специального (дефектологического) образования для подготовки бакалавров 3-4 курсов непедагогических направлений подготовки // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции / под ред. Ю.В. Варданян. Саранск, 2016. С. 330-335.

10. Каштанова С.Н., Шестакова Е.А. О некоторых аспектах подготовки преподавателей к проектированию образовательных программ // Современные наукоемкие технологии. 2016. №2-1. С. 83-86.

11. Клеветова Т.В., Комиссарова С.А. Проектирование образовательного процесса на основе модульного подхода при подготовке будущих учителей физики и информатики // Современные проблемы науки и образования. 2019. №3. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28837 (дата обращения: 20.06.2021).

12. Кручинина Г.А., Фролова С.В. Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающегося по изучению английского языка // Проблемы современного педагогического образования. 2016. №52-7. С. 211-219.

13. Илалтдинова Е.Ю. Педагогическое образование: потенциал и ресурсы экосистемных решений // Аккредитация в образовании. 2019. №6(114). С. 70-71.

14. Илалтдинова Е.Ю., Фёдоров А.А., Фильченкова И.Ф. Типология электронных сервисов в открытом образовательном пространстве // Вестник Мининского университета. 2017. №2(19). С. 10.

15. Илалтдинова Е.Ю., Фильченкова И.Ф. О концепции развития цифровой педагогики в Мининском университете // Педагогическое образование в цифровом обществе: вызовы, проблемы, перспективы: сборник трудов конференции / под ред. Т.Н. Владимировой, И.В. Жилавской, О.В. Гордиенко, И.А. Фатеевой. М.: Московский педагогический государственный университет, 2019. С. 208-215.

16. Илалтдинова Е.Ю., Фильченкова И.Ф. Сопровождение жизненного цикла профессии педагога в структуре регионального социально-педагогического кластера // Непрерывное образование педагогов: достижения, проблемы, перспективы: материалы Международной научно-практической конференции ГУО «Академия последипломного образования». Минск, 2018. С. 159-164.

17. Папуткова Г.А., Фильченкова И.Ф. Некоторые аспекты независимой оценки достижений студентов педагогических направлений подготовки // Глобальный научный потенциал. 2020. №11(116). С. 174-176.

18. Папуткова Г.А., Фильченкова И.Ф. Свободное образование и профессиональная подготовка педагогов // Повышение конкурентоспособности социально-экономических систем в условиях трансграничного сотрудничества регионов: сборник материалов VII международной научно-практической конференции. Симферополь, 2020. С. 242-243.

19. Смышляева Л.Г., Войтеховская М.П., Матвеев Д.М. Особенности модульных образовательных программ подготовки бакалавров педагогического образования // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2018. №8(197). С. 155-161.

20. Терских И.А. Проектирование образовательных программ // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2014. Спецвыпуск №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-obrazovatelnyh-programm (дата обращения: 20.06.2021).

21. Федоров А.А., Папуткова Г.А., Самерханова Э.К., Фильченкова И.Ф., Демидова Н.Н. Проектирование нового дизайна образовательной экосистемы вуза в контексте модернизации отечественного образования // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23, №1. С. 52-63.

22. Федоров А.А., Илалтдинова Е.Ю., Фролова С.В. Открытое педагогическое образование будущего: новые средовые решения. М. – Н. Новгород, 2020.

23. Федоров А.А., Папуткова Г.А., Илалтдинова Е.Ю., Фильченкова И.Ф., Фролова С.В., Богородская О.В., Перевощикова Е.Н., Кудрявцев В.А., Житкова В.А., Каштанова С.Н., Самойлова Г.С., Латухина А.Л., Самерханова Э.К., Комышкова А.Д., Прохорова И.В., Картавых М.А., Арифулина Р.У. Портрет педагога. Основа моделирования образовательных программ. Н. Новгород: Мининский университет, 2017.

24. Фролова С.В., Королева А.С., Какорина Н.В., Кузнецова Н.А. Проектирование индивидуального образовательного маршрута в воспитательном пространстве образовательной организации // Современные проблемы науки и образования. 2016. №4. С. 150.

25. Фролова С.В. Педагогическое сопровождение студента на индивидуальном образовательном маршруте внеучебной деятельности. Н. Новгород, 2016.

26. Ilaltdinova E.U., Paputkova G.A., Filchenkova I.F., Bicheva I.B., Krasnopevtseva T.F. Сomprehensive readiness exam of bachelors of pedagogical education in the structure of the independent assessment of the quality of education // Universal Journal of Educational Research. 2020. Vol. 8, no. 8. Pp. 3381-3386.

27. Trends in Global Higher Education: Tracking an Academic Revolution / Philip G. Altbach, Liz Reisberg, Laura E. Rumbley. World conference of Higher education. 2009. Available at: http://www.cep.edu.rs/public/Altbach,_Reisberg,_Rumbley_Tracking_an_Academic_Revolution,_UNESCO_2009.pdf (accessed: 20.06.2021).

28. Fedorov A.A., Paputkova G.A., Filchenkova I.F., Ilaltdinova E.Y., Klyueva M.I. Open digital education space: classification of e-services at university // International Journal of Recent Technology and Engineering. 2019. Vol. 8, no. 2. Pp. 2495-2498.


Просмотров: 384


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)