Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Инфографика и наглядность в процессах подготовки студентов ПетрГУ

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-4-3

Аннотация

Введение. Объём информации, предлагаемый к изучению в современных учебных заведениях, стремительно увеличивается. Преодоление несоответствия обязанности усвоения обучающимися возрастающего потока учебной информации и достижения необходимого «уровня» обученности при одновременном выполнении традиционного требования педагогики – выдерживание приемлемого объёма наглядности - приводит к массовому внедрению мультимедийных средств. Складывающееся так называемое клиповое мышление оттеняет проблемы заполнения тезауруса обучающегося информацией фактически неконтролируемого содержания и качества.

Материалы и методы. В ходе выполнения работы применялись теоретические и эмпирические методы исследования: анализ, синтез, обобщение, сравнение, сопоставление, научная теоретизация.

Результаты исследования. Клип-мышление мешает чёткому пониманию контекста, и поэтому клип не оставляет следов в семантически связанных явлениях. Проявляющиеся тенденции радикального изменения в ролях преподавателя и обучающихся раскрывают основные причины и условия перехода к визуализированному изложению учебной информации. Наряду с явно выраженными негативными последствиями складывающейся педагогической ситуации раскрываются некоторые преимущества выработанных современными обучающимися защитных реакций на мощнейший поток учебновоспитательной информации. Исследования подтвердили наличие рисков излишней наглядности в учебном процессе. Выделены объективные различия в назначении и действенности рассмотренных видов наглядности. Отражены основные моменты формирования наглядных образов, подчёркивается обязательность поддержания условий проблемности в учебном процессе.

Обсуждение и заключения. Выполненные исследования обосновывают рекомендации к применению предложенного фреймо-графического подхода в организации образовательного процесса. Обоснована ориентировка учебного процесса на каждую выделяемую группу, что требует постановки сценария обучения различного характера. Одним из решений предлагается использование средств визуализации учебной информации, что обеспечит устойчивость креативной ориентации когнитивного вектора мышления.

Об авторе

В. Д. Лобашев
Петрозаводский государственный университет
Россия

Лобашев Валерий Данилович – кандидат педагогических наук, доцент

SPIN-kode: 1979-8891

Петрозаводск



Список литературы

1. Аранова С.В. К методологии визуализации учебной информации. Интеграция художественного и логического // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2011. №2. С. 18-24. URL: http://vestnik.adygnet.ru/files/2011.2/1197/aranova2011_2.pdf (дата обращения: 14.04.2021).

2. Белова З.С. Визуализация теоретических знаний – общенаучная проблема // Социальногуманитарные знания. 2008. №3. С. 269-280.

3. Брыксина О.Ф. Дидактический потенциал инфографики: о полифункциональности в образовании // Поволжский педагогический вестник. 2020. Т.8, №2(27). С. 85-91.

4. Бузинова А.А. Инфографика в визуальных PR-текстах: типология, приёмы проектирования // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер.9. 2014. Вып. 2. С. 189-199.

5. Бьюзен Е., Бьюзен Б. Супермышление. Измените свою жизнь с помощью интеллекткарт. Минск: Попурри, 2018. 272 с.

6. Васильева Т.О. Деловая игра как метод активного обучения в вузе // Вестник Московского государственного университета печати. 2013. №1. С. 153-157.

7. Воробьёв Ю.А. Видеоматериалы как средство формирования профессиональной лингвострановедческой компетенции студентов в неязыковых вузах // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т.9, №4(33). С. 61-64.

8. Гаджиева Е.А. Подготовка бакалавров к визуализации учебной информации на основе информационно-картографического подхода // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. №5(71). С. 102-105.

9. Евсюков А.А. Инфографическое представление многомерных данных // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2016. №2. С. 127-133.

10. Ермолаева Ж.Е., Лапухова О.В., Герасимова Н.Н. Инфографика как способ визуализации учебной информации // Концепт. 2014. №11. С. 26-31.

11. Жильцов В.А. Компьютерное моделирование языковой среды в дистанционном обучении РКИ (уровни А2-В1): дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2019. 279 с.

12. Катханова Ю.Ф., Корзинова Е.И., Игнатьев С.Е. Визуализация учебной информации как педагогическая проблема // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2018. №4(228). С. 51-59.

13. Киргизова Е.В., Романцова Н.Ф. Инфографика как средство визуализации и коммуникации // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-3. С. 112-115.

14. Клюйков В.В. Деятельностный подход к формированию информационно-графической культуры будущих специалистов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2007. Т. 13. С. 66-70.

15. Ключников С.Ю. Мастер жизни: психологическая защита в социуме. М.: Беловодье, 2001. 592 с.

16. Кондратенко О.А. Инфографика в школе и вузе: на пути к развитию визуального мышления // Научный диалог: Психология. Педагогика. 2013. №9(21). С. 92-99.

17. Кондратенко О.А. Развивающий потенциал когнитивно-визуальных технологий в обучении студентов // Современные исследования социальных проблем (электронный журнал). 2013. №4(24). С. 8.

18. Крам Р. Инфографика. Визуальное представление данных. СПб: Питер, 2015. 384 с.

19. Лобашев В.Д., Лобашев И.В. Функции и процедуры процессов познания в профессиональном образовании. Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2018. 120 с.

20. Моторная С.Е. Визуализация информации как технология обучения в высшей школе // Азимут научных исследований: Педагогика и психология. 2020. №2(31). С. 177-183.

21. Никулова Г.А., Подобных А.В. Средства визуальной коммуникации – инфографика и метадизайн // Образовательные технологии и общество. 2010. Т. 13, №2. С. 369-387.

22. Ощепкова О.В. Психофизиологические закономерности восприятия студентами визуальной информации как обоснование принципа наглядности обучения в вузе // Вестник Самарского юридического института. 2018. №2. С. 124-128.

23. Парочкина М.М. Лингвистическая деловая игра как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся технических вузов // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т.5. Вып. 2. С. 253-258.

24. Покровская М.В., Лунина И.Н. Инженерная графика: теория и практика межпредметных связей // Машиностроение и компьютерные технологии. 2016. №1. С. 175-188. 25.

25. Горев П.М., Колобова Н.Г., Зобнина Н.С., Сырцева Н.Н., Брагина О.С. Приёмы работы с инфографикой в учебном процессе общеобразовательной школы // Концепт. 2017. №1. С. 42-53. URL: http://e-koncept.ru/2017/170006.htm (дата обращения: 17.01.2021).

26. Пустовалова В.В. Инфографика как средство визуализации учебной информации // Современное педагогическое образование. 2020. №4. С. 222-228.

27. Симакова С.И. Инфографика: визуализация цифрового контента // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2012. №3(10). С. 219-226.

28. Султанов И.В., Василенко И.Ю. Анализ наиболее распространенных техник по визуализации информации в педагогике и психологии // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №61-1. С. 431-435.

29. Талых А.А., Лобашев В.Д. Базовые методологические подходы к процессу непрерывного этнокультурно-технологического образования // Современное технологическое образование: материалы XXIV Международной научно-практической конференции. М.: МПГУ, 2018. С. 62-74.

30. Трушко Е.Г., Шпаковски Ю.Ф. Инфографика как современный способ представления информации // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт- и медиатехнологии. Минск: БГТУ, 2017. №1(195). С. 111-117.

31. Филичев С.А. Современные средства обеспечения наглядности в образовательном процессе технического вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. №2. С. 188-185.

32. Anker P. Graphic Language: Herbert Bayer's Environmental Design // Environmental History. 2007. No. 12. Pp. 254-278.

33. Bertin J. Semiology of Graphics. Diagrams. Networks. Maps. Redlans: Esri Press, 2011. 438 p.

34. Cairo A. The Functional Art: An introduction to information graphics and visualization. Berkeley: New Riders, 2012. 384 p.

35. Charles L., Giraud Y. Economics for the Masses: The Visual Display of Economic Knowledge in the United States (1910-45) // History of Political Economy. 2013. No. 45(4). Pp. 567-612.

36. Friendly M. The Golden Age of Statistical Graphics // Statistical Science. 2008. Vol. 23, no. 4. Pp. 502-535.

37. Gillan D.J., Sapp M. Length and area estimation with visual and tactile stimuli // Proceedings of the Human Factors and Ergonomics Society 48th Annual Meeting. 2004. Vol. 48, no. 16. Pp.1875-1879. DOI: https://doi.org/10.1177%2F154193120404801618.

38. Goldberg J.H., Helfman J.I. Comparing information graphics: a critical look at eye tracking // Proceedings of the 3rd BELIV'10 Workshop: Beyond time and errors: Novel evaluation methods for information visualization. 2010. Pp. 71-78. DOI: https://doi.org/10.1145/2110192.2110203

39. Kosara R. The Difference between Infographics and Visualization. 2010. Available at: http://eagereyes.org/blog/2010/the-difference-between-infographics-and-visualization (accessed: 05.06.2021).

40. Lankow J., Ritchie J., Crooks R. Infographics: the Power of Visual Storytelling. New Jersey: John Wiley&Sons Inc, 2012. 263 p.

41. Minns E. To catch up with and overtake: Soviet success in pictorial statistics 1931-1940. London: Institute of English Studies, University of London, 2009.

42. Spence I. No Humble Pie: The Origins and Usage of a Statistical Chart // Journal of Educational and Behavioral Statistics. 2005. Vol. 30, no. 4. Pp. 353-368.

43. Tufte E.R. The visual display of quantitative information. 2 ed. Cheshire: Graphics Press, 2007. 199 p.

44. Wilkinson L. The Grammar of Graphics. Berlin: Springer, 2005. 690 p.

45. Zacks J., Tversky B. Bars and Lines: A Study of Graphic Communication // Memory & Cognition. 1999. Vol. 27, no. 6. Pp. 1073-1079.

46. Ziemkiewicz C., Kosara R. Implied Dynamics in Information Visualization // Proceedings Advanced Visual Interfaces (AVI). 2010. Pp. 215-222.


Рецензия

Просмотров: 1507


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)