Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Адаптация молодых учителей к профессиональной деятельности в инновационной образовательной среде

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-4-4

Полный текст:

Аннотация

Введение. Качественное улучшение профессиональной подготовки специалистов, снижение текучести кадров в образовательных структурах – серьезная и хорошо известная проблема. Сфера образования регулярно пополняется значительным количеством новых выпускников педвузов. Многочисленные исследования продемонстрировали существование четкой закономерности: начальный период «встраивания» в профессию характеризуется наибольшей интенсивностью. Это во многом определяет как личностное, так и профессиональное развитие специалиста.

Рассмотрев особенности введения новых образовательных стандартов в ряде учреждений образования, можно сделать вывод о том, что в числе базовых факторов формирования педагога – умение профессионально адаптироваться к новому, быть готовым вводить в работу различные инновации.

Материалы и методы. В статье рассматриваются взгляды зарубежных и отечественных ученых, занимающихся изучением процесса адаптации будущих учителей к профессиональной деятельности в инновационной образовательной среде. Методологическая основа исследования: культурологический подход, компетентностный подход, средовой подход, отдельные элементы стратегического подхода, а также гуманистические и системно-структурные принципы. Основные методы исследования: метод экспертных вопросов, анкетирование, экспериментальный метод, сравнительный и системный анализ, изучение тематических публикаций, собственные наблюдения авторов.

Результаты исследования. В результате анализа и интерпретации изученных источников по проблеме педагогического сопровождения будущих педагогов к профессиональной деятельности было выявлено, что основная цель педагогического сопровождения – помочь начинающему учителю разобраться в себе, в причинах возникающих профессиональных проблем с целью мобилизации его внутренних ресурсов, знаний и навыков, для развития новых профессиональных компетенций и дальнейшего саморазвития.

Обсуждение и заключения. Нами выявлены и рассмотрены трудности и сложности процесса адаптации будущих педагогов к профессиональной деятельности, обоснована актуальность исследуемого. Дальнейшее направление исследования мы связываем с разработкой программы по педагогическому сопровождению, направленной на успешную адаптацию будущих учителей к профессиональной деятельности в инновационной образовательной среде.

Об авторах

А. Р. Сибагатуллина
БУ ВО «Сургутский государственный университет»
Россия

Сибагатуллина Альбина Разитовна – аспирант

ХМАО-Югры, Сургут



Г. А. Степанова
БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет»
Россия

Степанова Галина Алексеевна – доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории Инновационных образовательных технологий

ХМАО-Югры, Сургут



Список литературы

1. Агапова Е.Н., Трапицын С.Ю. Сопровождение процесса адаптации и начального этапа профессиональной деятельности учителя // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. №3. С. 36-46.

2. Андрианов А.В. Социальная адаптация и профессиональная идентификация преподавателей физической культуры: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Белгород, 2014. 18 с.

3. Андреева Г.Б. Подготовка, адаптация и повышение квалификации сельских учителей в США: дис. ... канд. пед. наук. М.: Московский государственный открытый педагогический университет, 2000. 154 с.

4. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. 448 с.

5. Заир-Бек Е.С., Пискунова Е.В. Анализ зарубежных практик адаптации молодого учителя к профессиональной деятельности // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2016. №4(92). С. 92-99.

6. Занин Д.С. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального развития личности специалистов на предприятиях: на примере предприятий малого и среднего бизнеса: дис. ... канд. пед. наук. Уфа, 2013. 230 с.

7. Засыпкин В.П., Зборовский Г.Е. Модернизация образования как фактор изменения требований к профессии педагога // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2010. №4(11). С. 98-106.

8. Зацепин В.А. Педагогическая технология формирования готовности преподавателей колледжа к разработке образовательных программ по ФГОС с использованием автоматизированной информационной системы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2013. 23 с.

9. Зубцова Л.К. Организационно-педагогические условия адаптации молодого учителя: дис. … канд. пед. наук. Казань, 1995. 179 с.

10. Казначеев В.П. Адаптация человека (социальный и медико-биологический аспект). Новосибирск, 1980. С. 5-17.

11. Козлова Т.В. Социально-экономическая адаптация человека в рыночной экономике России: автореф. дис. … канд. эконом. наук. Омск: Ом. гос. ун-т, 2004. 23 с.

12. Колесова А.К. Курс «История педагогики и образования в условиях реформирования высшей педагогической школы» // Профессионализм педагога: Сущность, содержание, перспективы развития. М., 2014.

13. Ленская Е.А. Качество образования и качество подготовки учителя // Вопросы образования. 2008. №4. С. 81-96.

14. Малышкина Е.С. Проблемы адаптации новых преподавателей // Среднее профессиональное образование. 2005. №8. С. 38-40.

15. Мороз А.Г. Профессиональная адаптация выпускника педагогического вуза: дис. … д-ра пед. наук. Киев: Киевский государственный педагогический институт им. А.М. Горького, 1983. 459 с.

16. Мудрик А.В. Учитель, мастерство и вдохновение. М.: Просвещение, 1986. 160 с.

17. Назарова О.В. Профессиональная адаптация начинающих учителей гимназии в условиях модернизации образования: дис. … канд. психол. наук. Ставрополь: АГПУ, 2003. 176 с.

18. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности: формы, механизмы и стратегии. Ереван: Наука, 1988. 246 с.

19. Недвецкая М.Н. Особенности социально-профессиональной адаптации выпускников педагогических колледжей // Среднее профессиональное образование. 2006. №12. С. 38-39.

20. Почекаева И.С., Цапкова Т.А. Особенности адаптации выпускников педагогических вузов к осуществлению профессиональной деятельности в школе // Проблемы романогерманской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2017. №13. С. 228-232.

21. Плугина М.И., Шведенко Ю.В. Условия эффективности психологической помощи преподавателям высшей школы на этапе профессиональной адаптации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012. №4. С. 130-136.

22. Ухтомский А. А. Избранные труды. – Ленинград: «Наука», 1978.

23. Харавинина Л.Н. Модель сопровождения профессионально-личностного развития молодого преподавателя // Ярославский педагогический вестник. 2010. №1.

24. Черкасова И.И., Яркова Т.А. Методологические основания концепции управления профессиональной адаптацией молодых педагогов // Современные исследования социальных проблем. 2012. №11.

25. Шевелёв А.Н., Кузина Н.Н., Смольников В.Ю. Социопедагогическое исследование молодых учителей: проблемы, характерные черты и готовность к профессиональной деятельности // Человек и образование. 2018. №4(57). С. 196-201.

26. Щебанец Е.Ю. Соотношение психологической поддержки и психологического сопровождения в процессе психологической помощи родителям и детям с отклонениями в развитии // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2007. №3. С. 351-354.

27. Ширшова И.Я. Адаптация молодого учителя к профессиональной деятельности в современной школе. // Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского Серия «Проблемы педагогики средней и высшей школы». 2014. Т. 27(66), №3. С. 3-17.

28. Adult learning: It is never too late to learn / Commission of the European Communities. Brussels, 2006. 12 p.

29. Clarke A., Erickson J. Teacher inquiry: What is old is new again! Available at: http://blogs.ubc.ca/stevemcg/files/2015/09/Clarke-Erickson-2006-Teacher-inquiry-Whats-oldis-new-again.pdf (accessed: 12.05.2021).

30. Frankina W. Three historical philosophies of education. Chicago, 1965. Pp. 25-30.

31. Hargreaves A., Fullan M. Mentoring in the new millennium // Theory into practice. Ohio, 2000. Vol. 39, issue 1. Pp. 50-56.

32. Ingersoll R.M. Beginning teacher induction: what the data tell. US Induction is an education reform whose time has come // Phi Delta Kappan. 2012. Vol. 93(8). Pp. 47-51.

33. Murdoch K. How do inquiry teachers ... teach? Available at: https://www.kathmurdoch.com.au/blog/2014/02/21/how-do-inquiry-teachers-teach (accessed: 25.07.2021).

34. Mohr A., Puck J., Rygl D. An Empirical Analysis of Managers’ Adjustment to Working in Multi-National Project Teams in the Pipeline and Plant Construction Sector // The International Journal of Human Resource Management. 2008. Vol. 19, no. 12. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/09585190802479488.

35. Parker C.A., Bickmore K. Conflict Management and Dialogue with Diverse Students: Novice Teachers‟ Approaches and Concerns // Journal of Teaching and Learning. 2012. Vol. 8, no. 2. Available at: http://ojs.uwindsor.ca/ojs/leddy/index.php/JTL/issue/view/388.

36. Rivkin S.G., Hanushek E.A., Kain J.F. Teachers, Schools and Academic Achievement // Econometrica. 2005. Vol. 73(2). Pp. 417-458.


Просмотров: 368


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)