Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Тьюторское сопровождение формирования готовности будущих учителей к оздоровительной работе с детьми в летних лагерях

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-4-6

Аннотация

Введение. Актуальность представленной в статье проблемы обусловлена необходимостью формирования готовности будущих учителей к оздоровительной работе с детьми в летних лагерях. Авторами статьи проведен педагогический анализ трудов современных ученых, посвященных проблемам поиска методов, средств сохранения, укрепления здоровья обучающихся в условиях воспитательного процесса. Окружающая природная среда в этой связи выступает мощным фактором оздоровительной работы с детьми в загородных летних лагерях. Они являются самым массовым типом внешкольных организаций в нашей стране, в которых будущие учителя как практиканты могут осуществлять работу по сохранению, укреплению здоровья детей, а также проводить полезную деятельность по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у подрастающего поколения. Очевидна необходимость подготовки будущих учителей к проведению данной работы с детьми. Особое значение в решении этой проблемы имеет тьюторское сопровождение данного процесса, так как оно делает его персонифицированным, что значительно поднимает его эффективность.

Цель статьи – выявить наиболее эффективные методы и формы тьюторского сопровождения формирования готовности будущих учителей к оздоровительной работе с детьми в летних лагерях, проанализировать результаты его реализации в образовательном процессе педагогического вуза.

Материалы и методы. В ходе исследования применялись следующие методы: анализ эколого-валеологической, психолого-педагогической литературы; нормативных документов об охране и укреплении здоровья, об образовании; анализ учебных материалов; систематизация; сравнение; моделирование; изучение педагогического опыта преподавателей университета; наблюдение; тестирование; анкетирование; беседа; устный опрос; количественный и качественный анализ полученных данных; построение индивидуального образовательного маршрута будущих учителей.

Результаты исследования. Итогом исследования стала реализация авторской программы тьюторского сопровождения формирования готовности будущих учителей к оздоровительной работе с детьми в летних лагерях с использованием методов, приемов и форм, доказавших свою эффективность.

Обсуждение и заключения. В ходе проведенного исследования выявлены наиболее эффективные методы, приемы и формы тьюторского сопровождения формирования готовности будущих учителей к оздоровительной работе с детьми в летних лагерях.

Представлен анализ результатов экспериментальной работы, подтверждающий эффективность данного сопровождения.

Основные положения:

-доказано, что актуальность проблемы тьюторского сопровождения формирования готовности будущих учителей к оздоровительной работе с детьми в летних лагерях детерминируется объективными противоречиями;

-тьюторское сопровождение тьюторантов представляет собой целенаправленную последовательность взаимообусловленных этапов: диагностико-мотивационного, проектировочного, реализационного и аналитического;

-охарактеризованы методы, формы и средства тьюторского сопровождения формирования готовности будущих учителей к оздоровительной работе с детьми в летних лагерях;

-определены критерии уровней сформированности готовности будущих учителей к оздоровительной работе с детьми: когнитивный, эмоциональный и поведенческий;

-доказано влияние тьюторского сопровождения формирования готовности будущих учителей к оздоровительной работе с детьми в летних лагерях на его эффективность;

-представлены результаты диагностического исследования.

Об авторах

З. И. Тюмасева
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Тюмасева Зоя Ивановна – доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин

Челябинск



Е. Б. Быстрай
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Быстрай Елена Борисовна – доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой немецкого языка и методики обучения немецкому языку

Челябинск



И. Л. Орехова
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Орехова Ирина Леонидовна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический  университет,  Челябинск, Российская Федерация

Челябинск



Список литературы

1. Абаскалова Н.П. Формирование компетенций в области здоровьесбережения в профессиональном образовании // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 37, №3. С. 489-495.

2. Абаскалова Н.П., Зверкова А.Ю. Формирование профессиональной готовности будущих педагогов к инновационной деятельности в условиях модернизации образования // Образование: традиции и инновации. 2020. №2(29). С. 4-8.

3. Айзман Р.И. Здоровье школьника и психолого-педагогические проблемы его коррекции. Новосибирск: НГПУ, 2001. 15 с.

4. Артеменко Б.А., Валеева Г.В., Тюмасева З.И. Модель психологической готовности студентов педагогического вуза к здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательных организациях // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2016. №1. С. 80-89.

5. Валеева Г.В., Тюмасева З.И., Орехова И.Л. Комплексное изучение субъективной составляющей здоровья / под ред. проф. Ю.П. Платонова // Ученые записки СПБГИПСР. СПБГИПСР. 2015. №1(23). С. 24-29.

6. Гаркуша Н.С. Интегративная модель воспитания культуры здоровья российских школьников // Психология образования в поликультурном пространстве. 2015. №2(30). С. 12-19.

7. Гофман О.О., Никифоров Г.С. Психологическое сопровождение студенческой молодежи в формировании культуры здорового образа жизни // Физическая культура и спорт в системе образования России: инновации и перспективы развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции / под редакцией: Пономарева Г.Н., Хуббиева Ш.З. СПб: Санкт-Петербургский государственный университет, 2018. С. 380-385.

8. Доленко Ф.Л., Овчинников С.А. Вузовская физкультура – важная часть обучения // Оптимизация учебно-тренировочного процесса: материалы XVI Международной научно-практической конференции, 30 ноября 2017 г. Н. Новгород: Национальный исследовательский центр Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, 2017. С. 75-77.

9. Ковалева Т.М. Индивидуализация как принцип непрерывности образования // Работа с Будущим в контексте непрерывного образования: сборник научных статей по материалам II Международной научно-практической конференции. М.: Московский городской педагогический университет, ООО «А-Приор», 2019. С. 31-36.

10. Ковалева Т.М., Якубовская Т.В. Тьюторская деятельность как антропопрактика: между индивидуальной образовательной траекторией и индивидуальной образовательной программой // Человек. 2017. №12. С. 85-94.

11. Лабунская Н.А. Механизмы формирования индивидуального образовательного маршрута учащегося школы // Взаимодействие субъектов образования в информационном обществе: опыт стран Европы и АТР: материалы международной научно-практической конференции / ответственные редакторы М.Н. Туктагулова, М.В. Паршина. Уссурийск: Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) Филиал ДВФУ в г. Уссурийске, 2018. С. 57-60.

12. Неретина Т.Г., Орехова Т.Ф. Педагогический мониторинг здоровья субъектов образовательного процесса на основе критериев нормальности личности // Мир науки, культуры, образования. 2017. №6(67). С. 106-107.

13. Никифоров Г.С., Дудченко З.Ф. Психологическое здоровье личности: к истории вопроса в отечественной психологии // Психологический журнал. 2019. Т. 40, №6. С. 55-65.

14. Никифоров Г.С., Дудченко З.Ф., Доминяк В.И. Психология здоровья в России: история становления // Наука. Общества. Оборона. 2019. Т. 7, №4(21). С. 11.

15. Обухова К.А., Пономарева Л.И., Ган Г.Ю. Понятие здоровья в философском изложении // Образовательный вестник «Сознание». 2020. Т. 22, №11. С. 16-19.

16. Орехова Т.Ф. Здоровый образ жизни как явление культуры человека и возможности его формирования у школьников в процессе образования // Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве: сборник научных трудов по результатам международной научно-практической конференции, 20-21 ноября 2019 г. Магнитогорск: Издательский центр ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носов», 2019. С. 15-19.

17. Писарева С.А., Тряпицына А.П. Методологические аспекты перехода к новой организации образовательного процесса // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, №3(35). С. 281-288.

18. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28 декабря 2010 г. №2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников». URL: https://rg.ru/2011/02/16/obr-sdorovje-dok.html (дата обращения: 25.03.2021).

19. Розин В.М., Ковалева Т.М. Персонализация или индивидуализация: психологоантропологический или культурно-средовой подходы // Педагогика. 2020. Т. 84, №9. С. 18-28.

20. Третьякова Н.В. Сохранение здоровья ребенка в условиях образовательной организации: основные направления отечественного научного знания // Нижегородское образование. 2019. №3. С. 4-10.

21. Тюмасева З.И., Орехова И.Л. Экологические аспекты здоровья как основа экологовалеологического образования будущих педагогов // Вестник ВЭГУ. 2017. №6(92). С. 92-103.

22. Ушакова Е.В., Наливайко Н.В., Воронцов П.Г. О понимании здоровья в медицинском, педагогическом, социальном и физкультурном аспектах // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2017. №1(4). С. 18-29.

23. Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 года. URL: https://base.garant.ru/77706811/ (дата обращения: 25.03.2021).

24. Федоров А.И., Ившин В.Л. Поведенческие риски в отношении современных студентов к своему здоровью // 21-я Российская научно-практическая конференция. Гуманитарный университет. Екатеринбург, 2019. Том 1. C. 929-933.

25. Цилицкий В.С. Теоретико-методологические основания подготовки будущих педагогов к тьюторской деятельности // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2018. №3(39). С. 89-95.

26. Arbizu F., Lobato, C., & del Castillo, L. Some models for university tutorials // Journal of Psychodidactics. 2005. No. 10. Pp. 7-22.

27. Arco-Tirado J.L., Fernández-Martín F.D., Fernández-Balboa J.M. The impact of a peer-tutoring program on quality standards in higher education // Higher Education. 2011. No. 62. Pp. 773-788. DOI: 10.1007/S10734-011-9419-X.

28. Barshay J. Proof points: Research evidence increases for intensive tutoring. One approach to help students make up for the pandemic year uses recent college graduates as tutors // Life Science Education. 2012. Vol. 11(1). Pp. 3-9.

29. Bloom B. The 2 sigma problem: the search for methods of group instruction as effective as one-to-one tutoring // Educational Researcher. 1984. Vol. 13, no. 6. Pp. 4-16.

30. Vacation freedoms - On the history and change of an extracurricular educational leisure offer. Muenchen, GRIN Verlag, 2005. 120 p.Hernández Y., Martínez J. C., Carranza, C.I. Institutional Tutoring Program: a strategy for raising standards of achievement in an educational institution. Acta Universitaria, 2013, vol. 23(1), pp. 31-36. (In Deutsch)

31. Hernández Y., Martínez J. C., Carranza, C.I. Institutional Tutoring Program: a strategy for raising standards of achievement in an educational institution // Acta Universitaria. 2013. Vol. 23(1). Pp. 31-36.

32. Lepper M.R., Woolverton M. The wisdom of practice: lessons learned from the study of highly effective tutors // Aronson J. (ed.) Improving Academic Achievement. New York: Academic, 2002. Pp. 135-158.

33. Malzacher F., Daenschel M. Jugendbewegung für Anfänger. Taschenbuch. Witzenhausen: Südmarkverlag, 2004. 206 S.

34. Salpykova I.,Valiakhmetova N., Akhmadullina R. The preparation of the future teachers for educational activities in children’s health camps // 10th International Conference on Education and New Learning Technologies. Palma, Spain, 2018. Pp. 2329-2336.

35. Siler S.A., Jeong H., Yamauchi T., Hausmann R.G. Learning from human tutoring // Cognitive Science. 2001. Vol. 25. Pp. 471-533.

36. Wood W. B., Tanner K.D. The Role of the lecturer as tutor: doing what effective tutors do in a large lecture class // Life Science Education. 2012. No. 1(1). Pp. 3-9.


Рецензия

Просмотров: 1432


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)