Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Электронная информационная образовательная среда и современный студент

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-4-11

Полный текст:

Аннотация

Введение. Современная система высшего отечественного образования призвана гибко реагировать на вызовы современности, одним из которых является возможность получения знаний посредством дистанционного обучения. Использование в этом процессе электронных сервисов, выступающих инструментом онлайн- и офлайн-обучения, актуализирует острую необходимость разработки в цифровой среде качественного, отвечающего требованиям образовательных стандартов содержания учебных дисциплин по различным направлениям подготовки будущего учителя-предметника, учителя начальных классов, педагога дошкольного образовательного учреждения, психолога, логопеда, дефектолога. При этом важно оценить все риски, которые способны обесценить физические, моральные и материальные затраты по организации учебного процесса в системе электронного обучения как со стороны преподавателей, так и специалистов службы сопровождения и вуза в целом.

Материалы и методы. В работе использован описательный метод, основанный на изучении и систематизации данных опроса студентов педвуза разных направлений и профилей подготовки в течение нескольких лет. Респондентами выступили студенты очного и заочного обучения. Инструментом сбора данных послужил сервис электронного обучения Мининского университета.

Результаты исследования. Анализ ответов респондентов на вопросы о плюсах и минусах дистанционного обучения в системе электронной информационной образовательной среды педвуза позволил сделать некоторые выводы о существовании как позитивных, так и негативных последствий реализации дистанционного обучения, которые угрожают психологической безопасности участников образовательного процесса.

Обсуждение и заключения. Учитывая тот факт, что создание системы электронного обучения в Мининском университете является масштабным проектом модернизации системы высшего образования, в процессе реализации которого с 2012 года уже накоплен определенный опыт, требующий осмысления, сегодня мы можем говорить о возможности рассматривать данную электронную информационную образовательную среду как минимизирующую риски дистанционного обучения посредством электронных сервисов. Дальнейшая работа в направлении оптимизации работы системы электронного обучения педвуза, в том числе проработки стратегии «индивидуального образовательного маршрута» каждого обучающегося, включая помощь студентам с особыми образовательными нуждами, безусловно, должна вестись с позиции привлечения обучающихся к оценке возможностей и трудностей работы в электронной образовательной среде.

Об авторах

О. В. Лебедева
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (Мининский университет)
Россия

Лебедева Оксана Валерьевна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры практической психологии

Нижний Новгород



Ф. В. Повшедная
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (Мининский университет)
Россия

Повшедная Фаина Викторовна – доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и социальной педагогики

Нижний Новгород



Список литературы

1. Баева Л.В. Оценка влияния цифровизации образовательного и социального пространства на человека и разработка системы безопасной коммуникативно-образовательной среды. URL: https://rffi.1sept.ru/project/19-29-14007 (дата обращения: 06.09.2021)

2. Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Петрова Т.Э., Пырма Р.В., Азаров А.А. Цифровая среда ведущих университетов мира и РФ: результаты сравнительного анализа данных сайтов // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, №12. С. 9-22. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-12-9-22.

3. Вайндорф-Сысоева М.Е., Пчелякова В.В. Перспективы использования цифрового следа в образовательном и научном процессах // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9, №3. С. 1. DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-3-1.

4. Дунаева Н.И., Егорова П.А. Сопротивляемость личности трудностям в период обучения в дистанционном формате // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9, №2. DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-2-8.

5. Калимуллина О.В., Троценко И.В. Современные цифровые образовательные инструменты и цифровая компетеность: анализ существующих проблем и тенденций // Открытое образование. 2018. Вып. 22, №3. С. 61-73. DOI: https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-3-61-73.

6. Лебедева О.В., Никитина А.А., Калинина И.В. Развитие навыков психологической резильентности обучающихся в условиях дистанционного обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №69-3. С. 289-292.

7. Лебедева О.В., Повшедная Ф.В., Карабущенко Н.Б. Возможности развития саморегуляции студента-будущего педагога в условиях современного педагогического вуза // Вестник Мининского университета. 2016. №2. URL: http://mininuniver.ru/scientific/scientific_activties/vestnik (дата обращения: 29.08.2021).

8. Панюкова С.В. Цифровые инструменты и сервисы в работе педагога: учебно-методическое пособие. М.: Изд-во «Про-Пресс», 2020. 33 с.

9. Повшедная Ф.В., Лебедева О.В. Особенности восприятия феномена «психологическое здоровье» студентами педагогического вуза // Вестник Мининского университета. 2015. №1(9). URL: http://mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik (дата обращения: 01.08.2021).

10. Современная цифровая образовательная среда в РФ. URL: http://neorusedu.ru/about (дата обращения: 09.08.2021).

11. Султанов К.В., Воскресенский А.А. Особенности и проблемы поколения Y в образовательном пространстве современной России // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2015. Вып. 8, №3(36). С. 90-106. DOI: 10.7441/joc.2016.03.06.

12. Электронная информационно-образовательная среда Мининского университета. URL: https://ya.mininuniver.ru/sdo (дата обращения: 01.08.2021).

13. American Psychological Association. The Road to Resilience. 2014. Available at: http://www.apa.org/helpcenter/roadresilience.aspx (accessed: 06.08.2021).

14. Bates A.W.T. Teaching in a digital age: Guidelines for designing teaching learning // Glokalde. 2015. Vol. 1, no. 3. Available at: https://teachonline.ca/sites/default/files/pdfs/teaching-in-a-digital-age_2016.pdf (accessed: 03.08.2021).

15. Borges N.J., Manuel R.S., Elam C.L., Jones B.J. Differences in motives between Millennial and Generation X medical students // Medical education. 2010. Vol. 44, no. 6. Pp. 570-576. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/j.1365-2923.2010.03633.x.

16. Lai K.W., Hong K.S. Technology use and learning characteristics of students in higher education: Do generational differences exist? // British Journal of Educational Technology. 2015. Vol. 46, no. 4. Pp. 725-738. DOI: https://doi.org/10.1111/bjet.12161.

17. Masten A.S. Ordinary Magic. Resilience Processes in Development // American Psychologist. 2011. Vol. 56, no. 3. Pp. 227-238.

18. What is Resilience and Why is it Important to Bounce Back? Available at: https://positivepsychology.com/what-is-resilience/ (accessed: 06.08.2021).


Рецензия

Просмотров: 705


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)