Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Модель безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-4-12

Полный текст:

Аннотация

Введение. Статья посвящена анализу проблемы психологической и социальной безопасности детей, посещающих инклюзивные группы дошкольных образовательных организаций. Риски инклюзивного образования связаны с угрозой проявления различных форм психического насилия со стороны сверстников. Перед дошкольной образовательной организацией стоит задача обеспечения психологической безопасности субъектов образования, включая формирование навыков безопасного социального поведения и взаимодействия в инклюзивной среде.

Материалы и методы. При написании статьи применялся теоретический анализ отечественной и иностранной литературы, изучение научных статей и публикаций по теме; обобщение и систематизация результатов отечественных и зарубежных исследований; контент-анализ.

Результаты исследования. Рассмотрены подходы к определению содержания категории безопасное социальное поведение и различных её аспектов: социальные нормы, психологическая устойчивость, коммуникация и общение, духовно-нравственные качества и моральные нормы, просоциальное поведение, межличностные отношения и взаимодействие. Выделены личностные конструкты безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде: потребностно-мотивационный (установка на социальные нормы, доверие миру, социальная толерантность); эмоционально-волевой (способность к эмпатии, низкая тревожность, совладающее поведение); когнитивно-познавательный (знание особенностей поведения детей с отклонениями в развитии; умение выбирать конструктивные способы решения проблемных ситуаций); межличностно-социальный (коммуникативные навыки, стремление к сотрудничеству, проявление доброты, помощи).

Обсуждение и заключения. Проведенное теоретическое исследование позволило построить модель, включающую как структуру безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде, так и факторы риска социально опасного поведения дошкольников. Делается вывод о необходимости реализации психолого-педагогического сопровождения инклюзивного дошкольного образования, обеспечивающего психологическую безопасность детей с отклонениями в развитии за счет формирования у сверстников с нормативным развитием навыков безопасного социального взаимодействия, удовлетворения их потребности в личностно-доверительном общении, а также обретения ими чувства психосоциального благополучия и референтной значимости.

Об авторе

О. А. Силаева
Ивановский государственный университет
Россия

Силаева Ольга Александровна – соискатель

ResearcherID E-8649-2016

Иваново



Список литературы

1. Азина Е.Г., Сорокоумова С.Н., Туманова Т.В. Использование ритмизации в психокоррекционном развитии младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1(26). С. 10. DOI: 10.26795/2307-1281-2019-7-1-10.

2. Алтунина И.Р. Развитие мотивов и мотивации социального поведения у детей дошкольного и младшего школьного возрастов // Психологическая наука и образование. 2006. №2. С. 5-15.

3. Андреев П.В., Попова С.П. Изучение психологических условий формирования взаимопомощи дошкольников // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2006. Т. 4, №1(16). С. 233-237.

4. Баранов А.А., Елганов А.Р. Динамика развития навыков социально-безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации психолого-педагогической интегративной педагогической технологии // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 26, №4. С. 41-49.

5. Безопасная образовательная среда: моделирование и развитие / И.А. Баева, И.В. Васютенкова, Л.А. Гаязова [и др.]; под ред. И.А. Баевой, С.В. Тарасова. СПб: Ленинградский областной институт развития образования, 2017. 265 с.

6. Белова Н.Ю. Социально-педагогические условия формирования межличностных отношений дошкольников в инклюзивных группах: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2012. 25 с.

7. Бутко Г.А., Суворова О.В., Сорокоумова С.Н. Изучение двигательной сферы дошкольников с задержкой психического развития // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3(28). С. 6. DOI: 10.26795/2307-1281-2019-7-3-6

8. Журавлева С.С. Психолого-педагогическое обеспечение социально-коммуникативного развития старших дошкольников в дополнительном образовании детей: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. М., 2016. 30 с.

9. Зайцева О.Ю., Доля С.Г. Особенности культуры безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8, №2(27). С. 89-93.

10. Зинченко В.П. Поведение // Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. 4-е изд., расш. М.: АСТ; СПб: Прайм-Еврознак, 2009. С. 487.

11. Кисляков П.А. Безопасность образовательной среды. Социальная безопасность: учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. 156 с.

12. Кисляков П.А., Феофанов В.Н., Удодов А.Г. Модель социально безопасного/опасного поведения детей с нарушениями интеллекта // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2017. Т. 16, №3(142). С. 19-27.

13. Ковбаса О.Ю., Еркина С.В., Байсалова М.А. Формирование толерантности у дошкольников как необходимое условие психологической безопасности детей в детском саду // Инновационные идеи молодых исследователей: материалы II Международной научно-практической конференции (Уфа, 29 мая 2020 г.). Уфа: Научно-издательский центр «Вестник науки», 2020. С. 309-313.

14. Козырев Г.И. Социальное действие, взаимодействие, поведение и социальный контроль // Социологические исследования. 2005. №8(256). С. 124-129.

15. Костина Л.М. Стратегические направления формирования психологической безопасности личности дошкольника // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2013. №155. С. 66-71.

16. Кузнецова Л.В. Построение «культуры включения» – профилактика рисков инклюзивного образования // Алехина С.В., Семаго Н.Я., Фадина А.К. Инклюзивное образование. М.: Школьная книга, 2010. С. 37-43.

17. Леханова О.Л., Павлинова И.В. Отношение дошкольников с ОНР к социальным нормам и правилам поведения как показатель их социального развития // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. №3. С. 46-48.

18. Масаева З.В., Кагермазова Л.Ц. Духовно-нравственное воспитание дошкольников как создание безопасного образовательного пространства в современных условиях // Социокультурные проблемы развития образования в условиях проектного управления: материалы научно-практической конференции (Ростов-на-Дону, 22-23 марта 2018 г.). М.: Кредо, 2018. С. 44-50.

19. Назарова Н.М. Системные риски развития инклюзивного и специального образования в современных условиях // Специальное образование. 2012. №3. С. 6-12

20. Пелихова А.В. Педагогические условия формирования социальной безопасности ребенка дошкольного возраста // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. №125. С. 213-216.

21. Салихова Н.В. Психологические аспекты социальной адаптации детей с ЗПР в условиях интегрированной группы дошкольников: автореферат дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. Самара, 2003. 28 с.

22. Салмина Н.Г., Иовлева Т.Е., Тиханова И.Л. Методика диагностики социально-желательного поведения, исследование феномена социально-желательного поведения в дошкольном возрасте // Психологическая наука и образование. 2006. №4. С. 81-94.

23. Селиванова О.А. Роль актуализации жизненного опыта несовершеннолетних в создании безопасной социальной среды // Образование и наука. 2013. №7(106). С. 126-137.

24. Семеновских Т.В. Формирование мотивов позитивного поведения в конфликтных ситуациях и способы их разрешения (на материале исследования детей 5-7 лет, посещающих детские дошкольные учреждения): автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. Казань, 2003. 22 с.

25. Сиротюк А.С. Формирование толерантности у детей дошкольного возраста в условиях инклюзивной развивающей среды: учебное пособие. М.: Директ-Медиа, 2014. 259 с.

26. Сорокоумова С.Н. Изучение эмпатии у старших дошкольников в условиях инклюзивного обучения // Вестник Московского государственного областного университета. 2011. №2. С. 138-144.

27. Староверова М.С. Социальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения // Успехи современной науки и образования. 2016. №2. С. 112-116.

28. Феофанов В.Н., Константинова Н.П., Королева Ю.А. Особенности межличностных отношений дошкольников с ограниченными возможностями здоровья со сверстниками в условиях инклюзивного образования // Образование и наука. 2020. Т. 22, №5. С. 67-89.

29. Шабас С.Г. Психическое состояние дошкольника как основа его психологической безопасности в детском саду // Актуальные проблемы экстремальной и кризисной психологии: материалы II Всероссийской научно-практической конференции (04-05 апреля 2019 года). Екатеринбург: Уральский гуманитарный институт, 2019. С. 135-137.

30. Argyropoulou Z., Papoudi D. The training of a child with autism in a Greek preschool inclusive class through intensive interaction: A case study // European Journal of Special Needs Education. 2012. Vol. 27(1). Pp. 99-114.

31. Camargo S.P.H., Rispoli M., Ganz J., Davis H., Mason R. Behaviorally Based Interventions for Teaching Social Interaction Skills to Children with ASD in Inclusive Settings: A Meta-analysis // Journal of Behavioral Education. 2016. Vol. 25(2). Pp. 223-248.

32. Camargo S.P.H., Rispoli M., Ganz J., Davis H., Mason R. A review of the quality of behaviorally-based intervention research to improve social interaction skills of children with ASD in inclusive settings // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2014. Vol. 44(9). Pp. 2096-2116.

33. Garfinkle A.N., Schwartz I.S. Peer imitation: Increasing social interactions in children with autism and other developmental disabilities in inclusive preschool classrooms // Topics in Early Childhood Special Education. 2002. Vol. 22(1). Pp. 26-38.

34. Hu B.Y., Lim C.-I., Boyd B. Examining engagement and interaction of children with disabilities in inclusive kindergartens in China // Infants and Young Children. 2016. Vol. 29(2). Pp. 148-163.

35. Hundert J., Rowe S., Harrison E. The combined effects of social script training and peer buddies on generalized peer interaction of children with ASD in inclusive classrooms // Focus on Autism and Other Developmental Disabilities. 2014. Vol. 29(4). Pp. 206-215.

36. Jahr E., Eikeseth S., Eldevik S., Aase H. Frequency and latency of social interaction in an inclusive kindergarten setting: A comparison between typical children and children with autism // Autism. 2007. Vol. 11(4). Pp. 349-363.

37. Kemp C., Kishida Y., Carter M., Sweller N. The effect of activity type on the engagement and interaction of young children with disabilities in inclusive childcare settings // Early Childhood Research Quarterly. 2013. Vol. 28(1). Pp. 134-143.

38. Kim S.Y., Brodhead M.T. Priming is an effective way to promote social interaction between children with autism and their typically developing peers in inclusive settings // Evidence-Based Communication Assessment and Intervention. 2015. Vol. 9(4). Pp. 134-139.

39. Kislyakov P.A., Shmeleva E.A., Luneva L.F., Rybakova A.I., Feofanov V.N. Social and psychological safety of adolescents with intellectual disabilities in special and inclusive schools of Russia // Journal of Clinical and Diagnostic Research. 2018. Vol. 12(8). Pp. VC17-VC20.

40. Stanton-Chapman T.L., Brown T.S. A Strategy to Increase the Social Interactions of 3-Year-Old Children With Disabilities in an Inclusive Classroom // Topics in Early Childhood Special Education. 2015. Vol. 35(1). Pp. 4-14.

41. Tan R. Promoting peer interactions in Chinese inclusive preschool classrooms. Strategies teachers apply for children with Special Educational Needs. Bielefeld: Universität Bielefeld. 2020. DOI: 10.4119/unibi/2942201.

42. Webster A.A., Carter M. Mutual Liking, Enjoyment, and Shared Interactions in the Closest Relationships between Children with Developmental Disabilities and Peers in Inclusive School Settings // Journal of Developmental and Physical Disabilities. 2013. Vol. 25(4). Pp. 373-393.

43. Xie Y.-H., Potměšil M., Peters B. Children who are deaf or hard of hearing in inclusive educational settings: A literature review on interactions with peers // Journal of Deaf Studies and Deaf Education. 2014. Vol. 19(4). Pp. 423-437.


Просмотров: 361


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)