Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Просоциальная активность будущих педагогов

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-4-13

Полный текст:

Аннотация

Введение. Ведущим трендом в воспитательной работе со студентами педагогических направлений является подготовка выпускника, готового реализовывать проекты, ориентированные на благо другого человека и общество в целом. Цель исследования – выявление доминирующих просоциальных тенденций, индивидуальной склонности к альтруистическому поведению типов просоциального поведения, отражающих тенденцию оказания помощи в зависимости от характера ситуации а также выявление вовлеченности в просоциальную активность студентов – будущих педагогов.

Материалы и методы. Выборку составили студенты направления подготовки «Образование и педагогические науки» (n = 222 чел.). В исследовании отношения к просоциальному поведению использовался онлайн-опрос. В качестве методов были использованы методика оценки уровня просоциальности по шкале альтруизма (SRA), модификация портретного ценностного опросника (PVQ) Ш. Шварца, методика «Измерение просоциальных тенденций» (Г. Карло и Б.А. Рэндалл, 2002). В исследовании также применялся метод фокусгрупп, направленный на изучение мнений просоциальных акторов – волонтеров Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, Ивановского государственного университета и Мордовского государственного педагогического университета им. М.Е. Евсевьева (n=28 чел.). Полученные эмпирические данные осмысливались и обрабатывались с помощью качественных и количественных методов анализа, в т.ч. анализа процентных соотношений, критерия Краскела-Уоллеса, критерия Фридмана, корреляционного анализа Пирсона. Расчеты производились на базе пакета статистических программ SPPS 22.

Результаты исследования. Доминирующей альтруистической тенденцией будущих педагогов является помощь другу, доминирующей ценностью выступила забота, а доминирующим типом стало экстренное просоциальное поведение, выступающее их своеобразным откликом на ситуацию, в которой требуется оказать помощь. Обобщены мотивы и барьеры просоциальной активности молодежи, оценены возможности вузов.

Обсуждение и заключения. Результаты исследования могут быть использованы при разработке и реализации программ, нацеленных на формирование просоциальной активности будущих педагогов, а также в реализации воспитательной работы со студентами.

Об авторах

Е. А. Шмелева
ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»; ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет»; ФГБОУ ВО «Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России»
Россия

Шмелева Елена Александровна – доктор психологических наук, профессор, Ивановский государственный университет, Ивановская область, Шуя; Российский  государственный социальный университет, Москва; Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Иваново

Researcher ID H-7821-2016



П. А. Кисляков
ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет»
Россия

Кисляков Павел Александрович – доктор психологических наук, профессор

Researcher ID E-4701-2016

Москва



Л. В. Стародубцева
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е.Евсевьева»
Россия

Стародубцева Любовь Викторовна – кандидат социологических наук, доцент

Республика Мордовия, Саранск



Н. Ю. Прияткина
ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
Россия

Прияткина Наталья Юрьевна – кандидат педагогических наук, доцент

Ивановская область, Шуя



Список литературы

1. Браун О.А., Аркузин М.Г. Психолого-педагогическое сопровождение развития гражданской идентичности студентов вузов как основы просоциальной активности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. №1(41). С. 48-56.

2. Высшая школа: традиции и инновации. Актуальные вопросы и задачи системы образования РФ: монография / Е.В. Ляпунцова, Ю.М. Белозерова, Е.В. Крылова [и др.]; под ред. Е.В. Ляпунцовой, Ю.М. Белозеровой, И.И. Дроздовой. М., 2019. 296 с.

3. Ивенских И.В., Сорокоумова С.Н., Суворова О.В. Профессиональная готовность будущих педагогов к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях инклюзивной практики // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №1(22). С. 12. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-1-12.

4. Кисляков П.А., Шмелева Е.А. Опросник мотивов помогающего поведения взрослых // Вопросы психологии. 2021. №1. С.145-156.

5. Кисляков П.А., Шмелева Е.А., Говин О. Современное волонтерство в воспитании просоциального поведения личности // Образование и наука. 2019. №21(6). С. 122-145. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-6-122-145.

6. Кухтова Н.В. Адаптация методики "Измерение просоциальных тенденций" (Г. Карло, Б.А. Рэндалл) // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 3: Филология. Педагогика. Психология. 2011. №2(113). С. 102-107.

7. О включении образовательных модулей в основные профессиональные и дополнительные профессиональные программы. Письмо Минобрнауки России от 11.09.2020 №МН-11/212-СД.

8. Певная М.В. Волонтерство как социологическая проблема // Социологические исследования. 2013. №2. С.14.

9. Певная М.В. Студенческое волонтерство: особенности деятельности и мотивации // Высшее образование в России. 2015. №6. С. 81-88.

10. Проказина Н.В., Бобылева Н.Ю., Хатнюк Н.Н. Реализация добровольческого (волонтерского) потенциала в России // Научный результат. Социология и управление. 2019. Т. 5, №2. С.47-56.

11. Сорокоумова С.Н., Исаев В.П. Специфика профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий // Педагогическое образование в России. 2013. №4. С. 186-190.

12. Шаров А.А. Соотношение форм социальной активности и ненормативного поведения молодежи // Научно-педагогическое обозрение. 2020. №4(32). С. 161-166.

13. Шмелева Е.А., Кисляков П.А., Сорокоумова С.Н., Мухина Т.Г. Использование психолингвистического анализа медиаресурсов при обучении студентов просоциальным практикам // Язык и культура. 2020. №52. С. 257-278.

14. Шумейко Т.С. Волонтерская деятельность по формированию профессиональных компетенций будущих учителей // Вестник АПН Казахстана. 2021. №1. С.130-135. DOI: 10.51883/20704046-2021-1/130.

15. Аверiна К.С. Концептуалізація педагогічної системи розвитку соціальної активності здобувачів соціономічних професій в сучасному ЗВО // Науковий часопис НПУ імені М. П. Драгоманова. Педагогічні науки: реалії та перспективи. 2020. №77(5).

16. Basil D.Z., Weber D. Values, Motivation and Concern for Appearances: The Effect of Personality Traits on Responses to Corporate Social Responsibility // International Journal of Nonprofit and Voluntary Sector Marketing. 2006. Vol. 11. Pp. 61-72.

17. Boz I. and Palaz S. Factors Influencing the Motivation of Turkey’s Community Volunteers // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. 2007. Vol. 36, no. 4. Pp. 643-661.

18. Cady S. H., Brodke M., Kim J.-H., Shoup Z. D. Volunteer motivation: A field study examining why some do more, while others do less // Journal of Community Psychology. 2018. Vol. 46, no. 3. Pp. 281-292.

19. Caspersz D., Olaru D. Why do students differ in the value they place on pro-social activities? // Journal of Sociology. 2013. Vol. 51, no. 4. Pp. 1017-1038.

20. Kee Y. H., Li C., Wang J. C. K., Kailani M. I. B. Motivations for Volunteering and Its Associations with Time Perspectives and Life Satisfaction: A Latent Profile Approach // Psychological Reports. 2018. Vol. 121, no. 5. Pp. 932-951.

21. Kislyakov P. A., Shmeleva E. A., Silaeva O. A., Belyakova N. V., Savchenko D. V. Research on Prosocial Behavior of Russian Youth: Statement of the problem in the context of security of the individual and society. CSIS 2018 Conference Communicative Strategies of Information Society // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2019. Vol. 289. Pp. 519-523.

22. Lee C. K., Reisinger Y., Kim M. J., Yoon S. M. The influence of volunteer motivation on satisfaction, attitudes, and support for a mega-event // International Journal of Hospitality Management. 2014. No. 40. Pp. 37-48.

23. Morrissey K.M., Werner-Wilson R.J. The Relationship between Out-of-school Activities and Positive Youth Development: An Investigation of the Influences of Communities and Family // Adolescence. 2005. Vol. 40, no. 157. Pp. 67-85.

24. Nejati M., Shafaei A. Leading by example: the influence of ethical supervision on students' prosocial behavior // Higher Education. 2018. Vol. 75, no. 1. Pp. 75-89.

25. Omoto A.M., Snyder M., Hackett J.D. Personality and motivational antecedents of activism and civic engagement // Journal of Personality. 2010. Vol. 78(6). Pр. 1703-1734.

26. Penner L.A., Dovidio J.F., Piliavin J.A., Schroeder D.A. Prosocial behavior: Multilevel perspectives // Annual review of psychology. 2005. Vol. 56. Pp. 365-392.

27. Shamionov R.M., Grigoryev A.V. The image of socially active individual in the representations of student youth // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. 2019. Vol. 7, no. 1. Pp. 15-20.

28. Schwartz S.H., Lehmann A., Roccas S. Multimethod Probes of Basic Human Values // Social Psychology and Culture Context: Essays in Honor of Harry C. Triandis. Newbury Park (Cal), 1999.

29. Silk J.B., House B.R. Evolutionary Foundations of Human Pro Social Sentiments // PNAS. 2011. Vol. 108, no. 2. Pp. 10910-10917

30. Xu Y., Ngai N. Moral resources and political capital: Theorizing the relationship between voluntary service organizations and the development of civil society in China // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. 2011. Vol. 40, no. 2. Рp. 247-269.


Рецензия

Просмотров: 706


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)