Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Детский взгляд на пандемию COVID-19: гендерная специфика представлений старших дошкольников и младших школьников

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-4-14

Полный текст:

Аннотация

Введение. В данной статье представлены результаты реализованного в 2020 году исследовательского проекта «Детский взгляд на пандемию COVID-19». По оценкам многих специалистов, пандемия COVID-19 привела к негативным последствиям для физического (соматического) и псих(олог)ического здоровья населения. В работах зарубежных и отечественных авторов констатируются факты ряда негативных психологических эффектов эмоционального, ментального и поведенческого характера. Однако на фоне имеющихся исследований обнаруживается существенный пробел, который касается детской версии восприятия ситуации пандемии, вынужденной изоляции и, прежде всего, ее гендерной специфики применительно к этапу раннего онтогенеза – старшему дошкольному и младшему школьному возрасту.

Материалы и методы. Для сбора фактических данных использовалась проективная вербальная методика сочинения истории на тему «Сказка о коронавирусе». Всего было собрано 138 историй (68 из них сочинили девочки и 70 – мальчики), содержательный анализ которых осуществлялся посредством процедуры открытого кодирования. Сравнительный гендерный анализ текстов историй проводился по семи основным категориям: «характеристики коронавируса», «происхождение коронавируса», «актуальные (фрустрированные) потребности», «ресурсы преодоления трудностей», «эмоции», «ключевые события» и «пол персонажей».

Результаты исследования. Получены данные, которые продемонстрировали преимущественно негативный характер представлений детей о коронавирусе, ярко выраженный у большинства из них дискомфорт, вызванный фрустрацией потребностей в безопасности, свободе, положительных эмоциях и социальных контактах, доминирование в основном тревожного эмоционального фона восприятия ситуации пандемии с преобладанием чувства страха, а также особый акцент на таких ресурсах преодоления трудностей, как соблюдение мер профилактики и правил гигиены, медицинская помощь и ограничение активности. Вместе с тем обнаружена гендерная специфика детских представлений о пандемии COVID-19, которая заключается в более выраженной ориентации на лиц своего пола, подчеркивании собственной роли в решении проблемы и центрированности на активном сопротивлении угрозе у мальчиков и центрированности на эмоциональной стороне событий, подчеркивании роли других и ожидании спасения извне у девочек.

Обсуждение и заключения. По результатам исследования сделан вывод о том, что в содержании представлений о пандемии COVID-19 и самоизоляции девочек и мальчиков старшего дошкольного и младшего школьного возраста наряду с общими тенденциями имеет место гендерная специфика, в которой находят свое отражение результаты преобладающей на этапах раннего онтогенеза дифференцированной гендерной социализации, основанной на традиции гендерной поляризации.

Об авторах

Л. Э. Семенова
Приволжский исследовательский медицинский университет
Россия

Семенова Лидия Эдуардовна – доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры общей и клинической психологии

Researcher ID: O-6416-2017

Нижний Новгород



В. Э. Семенова
Нижегородский институт развития образования
Россия

Семенова Вера Эдуардовна – кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры дошкольного образования

Нижний Новгород



И. А. Конева
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Конева Ирина Алексеевна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры специальной педагогики и психологии

Нижний Новгород



Н. В. Карпушкина
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Карпушкина Наталья Викторовна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры специальной педагогики и психологии

Researcher ID: J-7028-2017

Нижний Новгород



Список литературы

1. Алёхин А.Н., Дубинина Е.А. Пандемия: клинико-психологический аспект // Артериальная гипертензия. 2020. №26(3). С. 312-316. DOI: 10.18705/1607-419X-2020-26-3-312-316.

2. Быховец Ю.В., Коган-Лернер Л.Б. Пандемия COVID-19 как многофакторная психотравмирующая ситуация // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2020. Том 5, №2(18). С. 291-308.

3. Гаязова Л.А., Вихристюк О.В. Особенности запросов на дистанционную психологическую помощь в период самоизоляции (COVID-19) // Вызовы пандемии COVID-19: психическое здоровье, дистанционное образование, интернет-безопасность: сборник материалов. Том 1 / составители: В.В. Рубцов, А.А. Шведовская; ред.: В.В. Рубцов, А.А. Марголис, И.В. Вачков, О.В. Вихристюк, Н.В. Дворянчиков, Т.В. Ермолова, Ю.М. Забродин, Н.Н. Толстых, А.В. Хаустов, А.Б. Холмогорова, А.А. Шведовская. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2020. С. 403-419.

4. Герасимова А.А., Холмогорова А.Б. Стратегии совладания, психологическое благополучие и проблемное использование интернета в период пандемии // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25, №6. C. 31-40. DOI: 10.17759/pse.2020250603.

5. Гриценко В.В., Резник А.Д., Константинов В.В. и др. Страх перед коронавирусным заболеванием (COVID-19) и базисные убеждения личности // Клиническая и специальная психология. 2020. Том 9, №2. C. 99-118. DOI: 10.17759/cpse.2020090205.

6. Ениколопов С.Н., Бойко О.М., Медведева Т.И., Воронцова О.Ю., Казьмина О.Ю. Динамика психологических реакций на начальном этапе пандемии COVID-19 // Психолого-педагогические исследования. 2020. Том 12, №2. С. 108-126. DOI: 10.17759/psyedu.2020120207.

7. Ермолова Т.В., Литвинов А.В., Савицкая Н.В., Круковская О.А. Сovid-19 и психическое здоровье учащихся: зарубежные исследования // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10, №1. С. 79-91. DOI: 10.17759/jmfp.2021100108.

8. Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире. М.: Время, 2009. 496 с.

9. Кочетова Ю.А., Климакова М.В. Исследования психического состояния людей в условиях пандемии COVID-19 // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10, №1. С. 48-56. DOI: 10.17759/jmfp.2021100105.

10. Нестик Т.А. Влияние пандемии COVID-19 на общество: социально-психологический анализ // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2020. Том 5, №2(18). С. 47-83. DOI: 10.38098/ipran.sep.2020.18.2.002.

11. Островский Д.И., Иванова Т.И. Влияние новой коронавирусной инфекции COVID-19 на психическое здоровье человека (Обзор литературы) // Омский психиатрический журнал. 2020. №2-1S(24). С. 4-10. DOI: 10.24411/2412-8805-2020-10201

12. Радина Н.К., Никитина А.А. Социальная психология мужественности: социально-конструктивистский подход. М.: Боргес, 2011. 172 с.

13. Рассказова Е.И., Леонтьев Д.А., Лебедева А.А. Пандемия как вызов субъективному благополучию: тревога и совладание // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Том 28, №2. С. 90-108. DOI: 10.17759/cpp.2020280205

14. Семенова Л.Э. Становление ребенка как гендерного субъекта в процессе личностного развития в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте в условиях онто- и дизонтогенеза: дис. … д-ра психол. наук. Н. Новгород, 2010. 521 с.

15. Семенова Л.Э., Сачкова М.Е., Чевачина А.Е. Гендерные особенности проявления эгоцентризма в процессе межличностных отношений старших дошкольников // Вестник Мининского университета. 2016. №2. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/220 (дата обращения: 17.04.2021).

16. Семенова Л.Э., Семенова В.Э. Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 и самоизоляция в восприятии детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Системная психология и социология. 2020. №3(35). С. 85-101. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.35.3.7.

17. Сорокин М.Ю., Касьянов Е.Д., Рукавишников Г.В., Макаревич О.В., Незнанов Н.Г., Лутова Н.Б., Мазо Г.Э. Психологические реакции населения как фактор адаптации к пандемии COVID-19 // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 2020. №2. С. 87-94. DOI: 10.31363/2313-7053-2020-2-87-94.

18. Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 256 с.

19. Ушаков Д.В., Юревич А.В., Юревич М.А. Экспертный опрос о психологическом контексте коронавирусной эпидемии // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2020. Том 5, №2(18). С. 115-153. DOI:10.38098/ipran.sep.2020.18.2.004.

20. Федосенко Е.В. Жизнь после карантина: психология смыслов и коронавирус COVID-19 // Психологические проблемы смысла жизни и акме. 2020. №XXV. С. 34-47.

21. Шурухина Т.Н., Довгаль Г.В., Глухих Е.В., Ключников Д.А. Анализ первых результатов перехода российского образования на дистанционные форматы в период мировой пандемии COVID-19 // Современные проблемы науки и образования. 2020. №6. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=30265 (дата обращения: 24.03.2021).

22. Ahorsu D.K., Lin Ch.-Y., Imani V., Saffari M., Griffiths M.D., Pakpour A.H. The Fear of COVID-19 Scale: Development and Initial Validation // International Journal of Mental Health and Addiction. 2020. DOI: https://doi.org/10.1007/s11469-020-00270-8.

23. Bish A., Michie S. Demographic and attitudinal determinants of protective behaviours during a pandemic: A review // British Journal of Health Psychology. 2010. Vol. 15. Pp. 797-824.

24. Brooks S.K., Webster R.K., Smith L.E. et al. The psychological impact of quarantine and how to reduce it: rapid review of the evidence // Lancet. 2020. Vol. 395. Рp. 912-920. DOI: 10.1016/S0140-6736(20)30460-8.

25. Caleo G., Duncombe J., Jephcott F. et al. The factors affecting household transmission dynamics and community compliance with Ebola control measures: a mixed-methods study in a rural village in Sierra Leone. BMC Public Health, 2018. 232 р.

26. Cullen W., Gulati G., Kelly B.D. Mental health in the COVID-19 pandemic // QJM: An International Journal of Medicine. 2020. Vol. 113, no. 5. Рp. 311-312.

27. Desclaux A., Badji D., Ndione A.G. Accepted monitoring or endured quarantine? Ebola contacts' perceptions in Senegal // Social Science & Medicine. 2017. Vol. 178. Pp. 38-45.

28. Drouin M. et al. How Parents and Their Children Used Social Media and Technology at the Beginning of the COVID-19 Pandemic and Associations with Anxiety // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2020. Vol. 23, no. 11. DOI: 10.1089/cyber.2020.0284.

29. Garfin D.R., Silver R.C., Holman E.A. The novel coronavirus (COVID-2019) outbreak: Amplification of public health consequences by media exposure // Health Psychology. 2020. Vol. 39(5). Pp. 355-357. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/hea0000875.

30. Jakovljevic M., Bjedov S., Jaksic N. COVID-19 pandemia and public and global mental health from the perspective of global health security // Psychiatria Danubina. 2020. Vol. 32(1). Рp. 6-14. DOI: 10.24869/psyd.2020.6.

31. Kontoangelos K., Economou M., Papageorgiou Ch. Mental Health E-ects of COVID-19 Pandemia: A Review of Clinical and Psychological Traits // Psychiatry Investigation. 2020. Vol. 17, no. 6. Pp. 491-505. DOI: 10.30773/pi.2020.0161.

32. Lima C.K.T., Carvalho P.M.M., Lima I.A.A.S., Nunes J.V.A.O., Saraiva J.S., de Souza R.I., da Silva C.G.L., Neto M.L.R. The emotional impact of Coronavirus 2019-nCoV (new coronavirus disease) // Psychiatry Research. 2020. Vol. 287. Article number: 112915. DOI: 10.1016/j.psychres.2020.112915.

33. Matias T., Dominski F.H., Marks D.F. Human needs in COVID-19 isolation // Journal of Health Psychology. 2020. Vol. 25(7). Pp. 871-882. DOI: 10.1177/1359105320925149.

34. Pellecchia U., Crestani R., Decroo T. Social consequences of Ebola containment measures in Liberia // PLoS One. 2015. Vol. 10(12). Article number: e0143036. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0143036.

35. Samantha K., Webster R., Smith L., Woodland L., Wessely S., Greenberg N., Rubin G. The psychological impact of quarantine and how to reduce it: rapid review of the evidence // Lancet. 2020. Vol. 395. Pp. 912-920.

36. Silver R.C. Surviving the trauma of COVID-19 // Science. 2020. Vol. 369, no. 6499. P. 11. DOI: 10.1126/science.abd5396.

37. Wang C., Pan R., Wan X., Tan Y., Xu L., Ho C.S., Ho R.C. Immediate psychological responses and associated factors during the initial stage of the 2019 coronavirus disease (COVID-19) epidemic among the general population in China // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Vol. 17(5). Article number: 1729. DOI: 10.3390/ijerph17051729.

38. Wang Y., Xu B., Zhao G. Is quarantine related to immediate negative psychological consequences during the 2009 H1N1 epidemic? // General Hospital Psychiatry. 2011. Vol. 33, no. 1. Pp. 75-77.


Рецензия

Просмотров: 706


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)