Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

В чем различие между философскими идеями и понятиями?

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-4-15

Полный текст:

Аннотация

Введение. В статье проясняется соотношение между идеями и понятиями в философии как науке и мировоззрении. Цель проведенного исследования состоит в анализе данных форм философской мысли и выявлении как их эпистемологического сходства, так и содержательных и смысловых отличий.

Материалы и методы. Материалом исследования для предлагаемой статьи являются монографии и статьи зарубежных и отечественных исследователей, посвященные проблемам, которые связаны с анализом философских идей и понятий. В данной статье применялись методы компаративного анализа, историко-философского синтеза, обобщения, идеализации, абстрагирования, интерпретации.

Результаты исследования. Главный вопрос, который задается в статье, – что общего и в чем различия между философскими идеями и понятиями? Среди философов нет особых различий в сознании того, что есть понятие, но нет единства в понимании того, что есть идея. Хотя многие представители этой науки сводят идеи к представлениям, очевидно, что философская идея отличается от мнения обычного человека. Прежде всего, она должна быть выражена в понятийной форме, что характеризует ее как результат акта мышления. Однако выражение идеи в форме понятия не означает, что она одинакова с ним по содержанию. Анализируя эти формы мышления, автор приходит к следующим выводам. 1. Понятия отражают сущность, идеи выражают цель (идеал). 2. Понятия являются знаниями и ограничены сферой познания, идеи относятся к пониманию и обладают действенной силой. 3. Понятия ценностно нейтральны, идеи ориентируются на ценности. 4. Понятия более статичны, идеи более динамичны. 5. Как правило, понятия в философии анонимны, тогда как идеи являются авторскими. Идеи придают понятиям оригинальное содержание, понятия придают идеям теоретическую форму. Без творческой силы идей понятие превращается в банальную мысль или в эпигонский концепт. Таким образом, идеи и понятия представляют формы мышления, имеющие разные задачи, что, однако, не исключает их тесной связи и даже подмены друг другом.

Обсуждение и заключения. Предложенное в статье понимание идей порывает с доминирующей ныне в эпистемологии традицией рассматривать их как мнения, взгляды, представления, что расширяет содержание этого термина до его полной концептуальной неопределенности. Нужно достойно оценить тот эвристический и креативный потенциал, которым обладают идеи, являющиеся импульсами и стимулами развития философии. Нельзя также игнорировать великую роль идей, которую они играют в истории. Хотя идеи являются выражением интересов различных групп людей, не следует подменять идею интересом, поскольку философские идеи призваны выражать коренные проблемы сущности и существования человека.

Об авторе

С. Н. Кочеров
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия

Кочеров Сергей Николаевич – доктор философских наук, профессор департамента общественных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; профессор кафедры философии и общественных наук, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)

Нижний Новгород



Список литературы

1. Власов Д.В. Логические и философские подходы к построению теоретической модели образования понятия // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2009. №1: Философия. Политология. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/1/Vlasov/ (дата обращения: 07.06.2021).

2. Гегель Г.В.Ф. Наука логики // Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: в 3 т. Т. 1. М.: Мысль, 1975. 452 с.

3. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.: Академический проект, 2009. 261 с.

4. Дестют де Траси А. Элементы Идеологии. Ч.1. Идеология в собственном смысле слова. Глава 11: Размышления о предшествующем и о способе Кондильяка анализировать мысль // Вопросы философии. 2013. №8. С. 149-154.

5. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1979. 620 с.

6. Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. 591 с.

7. Лавджой А. Великая цепь бытия: История идеи. М.: Дом интеллектуальной книги, 2001. 376 с.

8. Левин М.Р. Разум, идеи и их функции в классической немецкой философии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2020. Т. 36. Вып. 1. С. 4-23.

9. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: в 50 т. 2-е изд. Т. 1. М.: Госполитиздат, 1955. С. 414-429.

10. Межуев В.М. О национальной идее // Вопросы философии. 1997. №12. С. 3-14

11. Платон. Государство // Платон. Собрание сочинений: в 4 томах. Т. 3. М.: Мысль, 1994. С. 79-420.

12. Ролз Дж. Теория справедливости. 2-е изд. М.: Изд-во ЛКИ, 2010. 536 с.

13. Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1997. 320 с.

14. Савинов Р.В. Ментальное сущее и идеальное бытие: к вопросу о различии схоластической и новоевропейской рациональности // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2013. Т. 2, №4. С. 9-20.

15. Селларс У. Эмпиризм и философия сознания. СПб: Изд-во Европейского ун-та, 2021. 218 с.

16. Спиноза Б. Этика // Спиноза Б. Избранные произведения. Ростов н/Д: Феникс, 1998. С. 325-591.

17. Brunо G. Nolanus. Scripta quae Latine confecit omnia. V. I. Stuttgardiae, 1836.

18. Burbidge J. Ideas, Concepts, and Reality. Quebec: McGill-Queen's University Press, 2013. 200 p.

19. Edenberg E., Hannon M. Political Epistemology. Published to Oxford Scholarship Online: June 2021.

20. Hannon M. What's the Point of Knowledge?: A Function-First Epistemology. New York, NY, United States of America: Oxford University Press, 2019. 288 p.

21. Jolley N. The Light of the Soul: Theories of Ideas in Leibniz, Malebranche, and Descartes. Oxford: Clarendon Press of Oxford University Press, 1990. 209 p.


Просмотров: 357


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)