Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Модель формирования сквозных цифровых компетенций у студентов высшего образования непрофильных IT-направлений в процессе ДПО

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-2-4

Полный текст:

Аннотация

Введение. Одной из актуальных задач в рамках реализации Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», входящего в национальную программу цифровой экономики, и перехода к цифровой экономике является формирование профессиональных компетенций у работников различных отраслей в области сквозных цифровых технологий. Цифровые компетенции разрабатываются с учетом требований общества, государства и рынка труда к человеку цифрового общества.

Материалы и методы. Анализ, обобщение и систематизация научных исследований, личный опыт в области формирования и развития цифровых компетенций позволили нам выявить их универсальность и сквозной принцип освоения, что позволило нам сделать вывод о целесообразности и необходимости разработки педагогической модели формирования сквозных цифровых компетенций у студентов высшего образования непрофильных IT-направлений.

Результаты исследования. Автором дается определение понятия «сквозные цифровые компетенции» (СЦК) на этапе цифровой трансформации высшего образования, представлены компоненты, критерии, показатели и индикаторы сформированности сквозных цифровых компетенций у студентов, представлена педагогическая модель формирования сквозных цифровых компетенций у студентов непрофильных IT-направлений в классическом университете в процессе дополнительного профессионального образования. Подробно рассмотрены этапы формирования сквозных цифровых компетенций у студентов, определены цель педагогической модели, задачи, принципы, факторы и организационно- педагогические условия формирования, представлены результаты исследования.

Обсуждение и заключения. Данная педагогическая модель разработана в процессе изучения условий для формирования цифровых компетенций и навыков использования цифровых технологий у обучающихся в Кемеровском государственном университете. Частично результаты данного исследования представлялись в докладе «Основные принципы формирования сквозных цифровых компетенций у студентов в процессе освоения дополнительных профессиональных программ» на II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Цифровая гуманитаристика и технологии образования – DHTE 2021» (организатор – ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»).

Об авторах

О. Г. Ачкасова
Кемеровский государственный университет
Россия

Ачкасова Оксана Геннадьевна – заместитель начальника по цифровизации образования Управления развития дополнительного образования

Кемерово



В. П. Панасюк
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Россия

Панасюк Василий Петрович – доктор педагогических наук, профессор, заведующий центром мониторинга, аналитики и баз данных

Санкт-Петербург



А. Г. Широколобова
Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева
Россия

Широколобова Анастасия Георгиевна – кандидат филологических наук, доцент, кафедра иностранных языков

Кемерово



Ю. С. Ларионова
Кемеровский государственный медицинский университет
Россия

Ларионова Юлия Сергеевна – старший преподаватель, кафедра латинского языка и медицинской терминологии

Кемерово



Список литературы

1. Ачкасова О.Г. Образовательный маркетинг вуза на этапе цифровой трансформации высшего образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. №4.

2. Ачкасова О.Г., Панасюк В.П. Основные принципы формирования сквозных цифровых компетенций у студентов в процессе освоения дополнительных профессиональных программ // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сборник статей II-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 11-12 ноября 2021 г. = Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2021): сollection of Articles of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation. November 11–12, 2021 / под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. Москва: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2021. С. 620-629.

3. Велединская С.Б., Дорофеева М.Ю. Смешанное обучение: секреты эффективности // Высшее образование сегодня. 2014. №8. С. 8-13.

4. Волкова И.А., Петрова В.С. Формирование цифровых компетенций в профессиональном образовании // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019. №1. С. 17-24.

5. Гуляева М.А. Формирование методической культуры педагога в процессе дополнительного профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Кемерово, 2014. 23 с.

6. Данчонок Л.А., Зайцева А.С., Комлева Н.В. Трансформация модели дополнительного образования в условиях цифровой экономики // Открытое образование. 2019. Т. 23, №1. С. 34-45.

7. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: монография. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2005. 230 с.

8. Донина И.А. Образовательный маркетинг – современный этап маркетинга взаимоотношений // Фундаментальные исследования. 2013. №4. Часть 1. С. 158-161.

9. Закирова Э.Р., Веселухина П.В. Профессиональное образование 4.0: обучение в условиях цифровой трансформации – опыт Германии // Развитие системы непрерывного образования в условиях Индустрии 4.0. Материалы Международной научно-практической конференции. Екатеринбург: Изд-во РГЭУ, 2019. С. 70-73.

10. Концепция развития цифровых компетенций студентов НИУ ВШЭ. М.: Изд-во НИУ ВШЭ, 2020. URL: https://www.hse.ru/data/2020/07/07/1595396188/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BB%207-%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F%20%D0%A6%D0%9A_22.06%20(1).pdf (дата обращения: 11.10.2021)

11. Кузьменко Н.И. Дополнительное профессиональное образование в вузе как основа формирования человеческого капитала // Территория науки. 2017. №1. С. 38-41.

12. Лебедева И.П. Математическое моделирование в педагогическом исследовании. СПб, Пермь: Академия Акмеологических наук, Пермский государственный педагогический университет, 2003.- 122 с.

13. Микрюков А.А. Актуальные вопросы формирования профессиональных компетенций в области сквозных цифровых технологий (нейротехнологии) // Инновации и инвестиции. 2020. №11. С. 120-125.

14. Минобрнауки: систему дополнительного профобразования нужно развивать на базе вузов. URL: https://tass.ru/obschestvo/6005845?fbclid=IwAR085KbzpK2xZsxw9JXWNMXe%20EZ4CzKvNnx3EuPWTj18CLqA3fMl_U5Hvv8w (дата обращения: 28.09.2021).

15. Модель компетенций команды цифровой трансформации в системе государственного управления / под ред. М.С. Шклярук. Москва: Изд-во РАНХиГС, 2020. 43 с.

16. Моспан Т.С. Формирование профессионально важных качеств будущих педагогов для работы в цифровой образовательной среде: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Кемерово, 2020. 24 с.

17. Мякинина С.Б. Сквозные компетенции финского образования: финский опыт, российские реалии, сравнительный анализ // Школа будущего. 2019. №3. С. 72-87.

18. Об Образовании в Российской Федерации: Федеральный закон №273 от 29.12.2012. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 28.09.2021).

19. Панасюк В.П., Ачкасова О.Г. Сквозные цифровые компетенции студента как новое понятие профессиональной педагогики // Сибирский педагогический журнал. 2021. №5. С. 114-122.

20. Певзнер М.Н., Петряков П.А., Донина И.А. Цифровая трансформация образовательного процесса в вузе: риски и угрозы // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №69-1. С. 292-294.

21. Равочкин Н.Н. Перспективы дополнительного профессионального образования в российских вузах // Профессиональное образование в современном мире. 2017. Т. 7, №4. С. 1410-1417.

22. Рудиков В.Ф. Проблемы сопровождения сквозных компетенций по предметам кафедры // Научный альманах. 2015. №10-2. С. 377-380.

23. Тарасова Е.Е., Шеин Е.А. Принципы и инструменты продвижения образовательных услуг на образовательном портале региона // Управленческое консультирование. 2017. №12. С. 147-156.

24. Шибанов А.А. Моделирование в обучении // Советская педагогика». 1967. №6.

25. Штофф В.А. Моделирование и философия. Москва – Ленинград: Наука, 1966. 301 с.

26. Ala-Mutka K. Mapping Digital Competence: Towards a Conceptual Understanding. Seville: JRC-IPTS, 2011. Available at: https://www.researchgate.net/publication/340375234_Mapping_Digital_Competence_Towards_a_Conceptual_Understanding (accessed: 25.10.2021).

27. Badia A., Garcia C., Meneses J. Approaches to teaching online: Exploring factors influencing teachers in a fully online university // British Journal of Educational Technology. 2017. Vol. 48(6). Pp. 1193-1207.

28. Beaudry P., Green D.A., Sand B.M. The Great Reversal in the Demand for Skill and Cognitive Tasks // Journal of Labor Economics. 2016. Vol. 34(S1). Pp. 199-247.

29. Curtis J. Bonk, Charles R. Graham. The Handbook of Blended Learning: Global Perspectives. Local Designs // Turkish Online Journal of Distance Education. 2009. Vol. 10(4).

30. Dziuban C.D., Hartmann J.L., Moskal P.D. Blended learning: the new normal and emerging technologies // Educause Center for Applied Research. 2018. Vol. 15(3). Pp. 2-18. DOI: https://doi.org/10.1186/s41239-017-0087-5.

31. Ferrari A. Digital Competence in Practice: An Analysis of Frameworks. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2012. URL: https://ifap.ru/library/book522.pdf (accessed: 11.11.2021).

32. Incik E.Y., Akay C.A. Comprehensive Analysis on Technopedagogical Education Competency and Technology Perception of Pre-service Teachers: Relation, Levels and Views // Contemporary Educational Technology. 2017. Vol. 8, no. 3. Pp. 232-248. DOI: https://doi.org/10.30935/cedtech/6198.

33. Innovation, education and learning: An ecosystems approach // Schools at the Crossroads of Innovation in Cities and Regions. Paris: OECD Publishing, 2017. DOI: https://doi.org/10.1787/9789264282766-3-en.

34. Landri, P., Grimaldi, ESummer School in European Education Studies as a laboratory for educational research in Europe // European Educational Research Journal. 2020. Vol. 19(3). Pp. 173-182.

35. Leichik V.M. Science of terminology: subject, methods, structure. 2nd ed. Moscow: KomBook, 2006. 255 p.

36. Martínez Cartas L. Using an improved virtual learning environment for engineering students // European Journal of Engineering Education. 2012. Vol. 37, no. 3. Pp. 229-241. DOI: https://doi.org/10.1080/03043797.2012.678985.

37. Ortiz-Marcos I., Fransson T., Hagstrom P. Project Based Learning in an International Context in Sustainability and the Global Economy. TIME European Summer School: A Truly European Learning Experience // In International Journal оf Engineering Education. 2016. Vol. 32(5). Pp. 2284-2293.

38. Rice W. Moodle E-Learning Course Development: A complete guide to successful learning using Moodle. Birmingham: Packt Publishing, 2011. 344 p.

39. Walcutt J.J., Schatz S. Modernizing Learning: Building the Future Learning Ecosystem. North Charleston: Independently published, 2019. 413 р.


Рецензия

Просмотров: 298


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)