Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Социокультурные факторы формирования профессионального мировоззрения современного учителя: вызовы нового мира образования

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-2-3

Полный текст:

Аннотация

Введение. Профессиональное мировоззрение учителя является базовой компонентой, формирующей образовательное пространство, определяющей его характер и будущее образования в целом. Проблемы формирования профессионального мировоззрения учителя и определения его содержательной сущности являются значимыми для дискуссии и обсуждения в рамках современной образовательной повестки, так как современное социокультурное пространство характеризуется высокой степенью турбулентности социальных процессов, «размытостью» профессионального образа учителя, неопределенностью его профессиональных ценностей и идеалов.

Материалы и методы. Применялись методы анализа, систематизации и обобщения научной литературы по проблеме исследования. Целью статьи является анализ и систематизация факторов, влияющих на формирование и развитие профессионального мировоззрения учителя в структуре жизненного цикла профессии «учитель».

Результаты исследования. В статье анализируется влияние трендов и вызовов современного социокультурного пространства, в том числе трансформаций в среде педагогического образования, как факторов, влияющих на становление профессионального мировоззрения учителя. В статье излагаются рассуждения о трансформации современной модели педагогического образования, характера взаимодействия в системе «ученик – учитель», профессионального воспитания учителя, сущностным ядром которого является профессиональное мировоззрение будущего учителя, вбирающего сложный феномен его профессионального бытия. В статье автор выделяет два типа трендов и факторов, влияющих на профессиональное мировоззрение учителя: общие социокультурные, университетские и собственно педагогические тренды.

Обсуждение и заключения. В выводах автор подчеркивает необходимость реализации идеи регионального социально-педагогического кластера как единого пространства профессионального роста учителя и развития его профессионального мировоззрения.

Об авторе

С. В. Фролова
Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Фролова Светлана Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики

Reseacher ID M-8234-2016

Author ID: 736180

SPIN код: 7776-7061

Нижний Новгород



Список литературы

1. Альтбах Ф.Дж. Глобальные перспективы высшего образования. Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2018. 630 с.

2. Артунян М.П. Феномен мировоззрения: монография. Хабаровск: Изд-во Дальневосточного государственного университета, 2006.

3. Барбер М., Доннелли К., Ризви С. Накануне схода лавины. Высшее образование и грядущая революция // Вопросы образования. 2013. №3. С. 152-236.

4. Джексон Ф. Жизнь в классе / пер. с англ. Р. Устьянцева, Т. Соколовой. М.: Изд. дом ГУ – ВШЭ, 2016. 248 с.

5. Ортега-и-Гассет X. Миссия университета. М., 2010, 144 c.

6. Ридингс Б. Университет в руинах / пер. с англ. А. М. Корбута. М.: Изд. дом ГУ – ВШЭ. 2010. 304 с.

7. Серр М. Девочка с пальчик. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. 72 c.

8. Федоров А.А., Илалтдинова Е.Ю., Фролова С.В. Открытое педагогическое образование будущего. М., 2020. 348 с.

9. Фролова С.В., Илалтдинова Е.Ю. Проблема этических норм в профессиональном образе учителя: сравнительный анализ // Перспективы науки и образования. 2018. №3(33). С.74-78.

10. Фролова С.В., Базарнова Н.Д., Саватеева Д.А. Формирование профессионального мировоззрения будущего учителя как миссия педагогического университета // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-4. С. 247-250.

11. Фролова С.В., Илалтдинова Е.Ю. Концепция образовательного события в практико-ориентированной парадигме высшего образования // Вестник Мининского университета. 2017. №1(18). С. 2.

12. Фролова С.В. Профессиональное воспитание будущего учителя: дискуссия о концептуальных положениях // Вестник Мининского университета. 2021. Т.9, №2. DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-2-4.

13. Хесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопросы философии. 1994. №10. С. 112-123.

14. Altbach Ph.G., Reisberg L., Rumbley L.E. Trends in Global Higher Education: Tracking an Academic Revolution // A Report Prepared for the UNESCO 2009 World Conference on Higher Education. Paris: UNESCO, 2009. 246 p.

15. Fedorov A., Ilaltdinova E., Guseva L., Frolova S. Convention of Generations in the Modern Educational Environment // Journal of Intergenerational Relationships. 2021. Vol. 19, no. 4. DOI: https://doi.org/10.1080/15350770.2020.1791780.

16. Ilaltdinova E.Yu., Lebedeva I.V., Frolova S.V. Top Qualities of Great Teachers: National and Universal // Filchenko A., Anikina Z. (eds) Linguistic and Cultural Studies: Traditions and Innovations . LKTI 2017. Advances in Intelligent Systems and Computing, vol 677. Springer, Cham, 2017. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-67843-6_6.

17. Leary T.F. Changing My Mind. Among Others. 1982.

18. Mead G.H. Mind, self and society. Chicago, 1934. Pp. 135-144, 164-178, 192-200.

19. Metzinger T. Being No One: the self-model theory of subjectivity. Massachusetts Institute of Technology, 2003. 714 p.

20. Metzinger T. Introduction: Consciousness research at the end of the twentieth century // Metzinger T. (ed.) Neural Correlates of Consciousness – Empirical and Conceptual Questions. Cambridge, MA: MIT Press, 2000.

21. Metzinger T. The subjectivity of subjective experience: A representationalist analysis of the first-person perspective // Metzinger T. (ed.) Neural Correlates of Consciousness – Empirical and Conceptual Questions. Cambridge, MA: MIT Press, 2000.

22. Metzinger T. (ed.) Neural Correlates of Consciousness – Empirical and Conceptual Questions. Cambridge, MA: MIT Press, 2000.

23. Future work skills 2020. Available at: SR-1382A_UPRI_future_work_skills_sm.pdf (accessed: 10.12.2021).

24. Silberman H.F. Semposium on Current Research on Classroom Behavior of Teachers and Its Implications for Teacher Education // Journal of Teacher Education. 1963. No. 14. P. 253.

25. Smith M. Dewey and moral education. Washington, 1939.

26. Thomas M. Virtual Teaching in the Time of COVID-19: Rethinking Our WEIRD Pedagogical Commitments to Teacher Education // Frontiers in Education. 2020. Vol. 5. Article number 595574. Available at: https://www.researchgate.net/publication/346591515_Virtual_Teaching_in_the_Time_of_COVID-19_Rethinking_Our_WEIRD_Pedagogical_Commitments_to_Teacher_Education (accessed: 28.12.2020).

27. Wilkes K.V. Real People – Personal Identity without Thought Experiments. Oxford: Clarendon Press, 1988.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 305


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)