Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Навадвипа Бхава Таранга или кинотеатр времени бенгальского вишнуизма

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-2-12

Полный текст:

Аннотация

Введение. В статье анализируются ключевые ценностно-смысловые моменты генезиса культа Чайтаньи в Западной Бенгалии, а также философские формы теологии Гаудия (бенгальского вишнуизма).

Материалы и методы. Теоретическое состояние проблемы заключается в лакуне идиографического описания генезиса нового религиозного движения, которым предстаёт бенгальский вишнуизм. Структурный, системный, компаративистский, факторный и феноменологический виды анализа составляют основу методологии. Конструирование новой религии понимается как производство символической Вселенной, духовная генерация ценностно-смысловой системы, позволяющая субъектам функционировать в антагонистическом мире.

Результаты исследования. Эстетическая рефлексия Чайтаньи и динамика его движения концептуализированы как лента кайросов, пробегающих перед глазами созерцающего. Название статьи воспроизводит место рождения Чайтаньи в Бенгалии, центр распространения новой религии (Навадвипа), эмоциональный напор учения бхакти (бхава) и волнообразную динамику развития движения Чайтаньи (таранга). В контексте западной философии процесс эмерджентного становления бенгальского вишнуизма терминирован как кинотеатр времени или такая визуальная установка наблюдающего, которая позволяет делать широкий обзор форм, содержаний, акторов, институтов.

Обсуждение и заключения. Визуальная культура современности требует открытости, явленности процессов и состояний. Пространственно-временная перспектива культа Чайтаньи предстаёт как череда преобразований, заменяющих незавершённость и поэтичность институализацией и формой. Эстетическое видение, предлагаемое Чайтаньей, преобразуется во времени в особый интеллектуально-рефлексивный жанр профанизированного паноптикума. Научная новизна. С точки зрения прогресса техники и технологий мы иногда спрашиваем себя, зачем нам нужны знания, созданные людьми прошлого, которые жили в Средние века, в бронзовый век? Или же существуют знания, которые не устаревают со временем? Метафизика Платона? Формальная логика Аристотеля? Паранепротиворечивая логика мистика Чайтаньи? Другой исторический вопрос, неизбежно возникающий при обращении к прошлому, – что нового можно сказать о событии, от которого мы стремительно удаляемся? Однако здесь действует другая логика – большое видится на расстоянии. Чем дальше мы от Чайтаньи, тем больше ценим скудные бенгальские источники о нём, тем больше у нас других знаний, позволяющих оценить глобальный контекст новой идеационной системы. Практическая значимость. Бенгальский вайшнавизм постоянно находится в центре внимания специалистов по истории, языкознанию, религиоведению и социологии. До сих пор не угасает интерес к харизматической самоорганизации Движения Чайтаньи, как его личность, дух и инициативы оказали влияние на эволюцию целого разветвлённого направления Гаудия вайшнавизма. Для религиоведов очевидно, что Махапрабху был обожествлён своими последователями, однако это не отрицает креативную потенцию нового религиозного движения, его силу смыслопорождения и созидания новых социокультурных форм.

Об авторе

А. С. Тимощук
http://www.elcom.ru/~human/index_tim.html
Владимирский юридический институт ФСИН России
Россия

Тимощук Алексей Станиславович – доктор философских наук, доцент, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Владимир



Список литературы

1. Введенская Э.И. Диалог рукописей в драматургии агиографии: цитирование произведений Рупы Госвами в тексте Чайтанья-Чаритамриты Кришнадаса Кавираджа Госвами // Труды Института востоковедения РАН. 2020. №28. С. 35-50.

2. Псху Р.В. "Ведартхасамграха" Рамануджи: полемика вишишта-адвайта-веданты с бхеда-абхеда-вадой // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2006. №2. С. 105-116.

3. Сокол В.Б. Феноменология музыкального мышления // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2014. №10. С. 93-101.

4. Тимощук А.С. Вайшнавизм: стратегии конструирования и концептуализации // Народы и религии Евразии. 2018. №1. С. 72-80.

5. Тимощук А.С. Индуизация Общества сознания Кришны // II Международная конференция «Религия в истории народов России и Центральной Азии». Барнаул: АГУ, 2014. С. 351-353.

6. Тимощук А.С. Эстетизация бенгальского вишнуизма в литературе Рупы Госвами // Orientalistica. 2018. Т. 1, №2. С. 289-302.

7. Тимощук А.С. Эстетика ведийской культуры: монография / ВЮИ Минюста России. Владимир, 2003. 112 с.

8. Филькин К.Н. Бенгальские агиографии как письменные источники по истории доколониальной Индии // Вопросы истории, международных отношений и документоведения: сборник материалов XI Международной молодежной научной конференции (Томск, 08-10 апреля 2015 г.) / науч. ред. А.Н. Сорокин. Томск: Издательский Дом ТГУ, 2015. Вып. 11: в 2 т. Т. 1. С. 406-409.

9. Сampbell C. A Orientalização do Ocidente // Religião e Sociedade. 1997. Vol. 18(1). Pp. 5-22.

10. Choudhury A.R. The position of Chaitanya in Bengal Vaishnavism // Ensemble. 2019. Vol. 1, no. 1. Pp. 14-22.

11. Datta B. Swami Vivekananda, Patriot-prophet: A Study. Kolkata: Nababharat Publishers, 1954. 428 p.

12. Dimock E., Flood G. The Place of the Hidden Moon: Erotic Mysticism in the Vaisnava-Sahajiya Cult of Bengal. Chicago: The University of Chicago Press, 1989. 299 p.

13. Klostermaier K. Will India's Past be America's Future? Reflections on the Caitanya Movement and its Potentials // Tradition and Modernity in Bhakti Movements / Jayant Lele. Leiden: Brill Archive, 1981. Pp. 94-112.

14. Lorea C.E. Pregnant Males, Barren Mothers, and Religious Transvestism: Transcending Gender in the Songs and Practices of 'Heterodox' Bengali Lineages // Asian Ethnology. 2018. Vol. 77, no. 1-2. Pp. 169-213.

15. Manring R. The Fading Light of Advaita Acarya: Three Hagiographies. Oxford University Press, 2011. 312 p.

16. Manring R. Reconstructing Tradition: Advaita Аcаrya and Gaudiya Vaisnavism at the Cusp of the Twentieth Century. Columbia University Press, 2005. 336 p.

17. Majumdar S. Post-Chaitanya Vaisnavite Sects in Bengal // Medieval Bhakti movements in India. Delhi: Munshiram Manoharlal, 1989. Pp. 356-382.

18. Ruud A.E. Socio-cultural changes in West Bengal. Submitted for the PhD degree. London school of economics and political science, April, 1995. UMI dissertation publishing, 2014. 316 p.

19. Sen R.B.D.C. Chaitanya and His Age: Ramtanu Lahiri Fellowship Lectures for the year 1919 and 1921. University of Calcutta, 1922. 425 p.

20. da Silveira M.S. The Universalization of the Bhakti Yoga of Chaytania Mahaprabhu. Ethnographic and Historic Considerations // New Ethnicities, New religiosities: Global Production of the Local. Vibrant: Virtual Brazilian Anthropology. 2014. Vol. 11(2). DOI: https://doi.org/10.1590/S1809-43412014000200013.

21. Stewart T.K. When Biographical Narratives Disagree: the Death of Krsna Caitanya // Numen. 1991. Vol. XXXVIII. Fasc. 2. Pp. 231-260.


Рецензия

Просмотров: 252


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)