Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Мультипотенциальность и перспективы ее развития на уроках английского языка

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-2-6

Полный текст:

Аннотация

Введение. В статье раскрывается сущность дефиниции «мультипотенциальность», обозначена актуальность ее развития у современной личности и проблемы, с которыми сталкиваются современные школьники (проблемы неосознанной компетентности и нового поколения дислексантов). Авторы выделяют характерные компоненты мультипотенциальности. К таким отнесены когнитивная гибкость, параллельное и систематическое мышление и soft and hard skills. Авторами статьи предложены возможные задания по развитию мультипотенциальности у обучающихся на уроках английского языка.

Материалы и методы. В исследовании использованы различные публикации и диссертации отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблеме развития человека- мультипотенциала в современном обществе и образовании. В качестве ведущих методов использованы теоретический анализ и обобщение научной литературы.

Результаты исследования. К результатам проведенного исследования стоит отнести выделенные характерные компоненты мультипотенциальности, которые требуется развивать у современных школьников (когнитивная гибкость, параллельное и систематическое мышление и soft and hard skills), а также предложенные задания по развитию мультипотенциальности для обучающихся на уроках английского языка.

Обсуждение и заключения. Для человека быть мультипотенциалом – это естественное состояние, что означает быть верным своему изначальному «я» и раскрыть многогранный потенциал своего непробужденного ума. На основе проведенного анализа авторы приходят к заключению, что современному образованию требуется новая парадигма – парадигма развития универсального человека – мультипотенциала – полимата. Результаты исследования могут быть использованы при разработке и реализации программ подготовки обучающихся, цель которых – формирование мультипотенциальности у обучающихся и проектирование новых технологий в методике обучения английскому языку.

Об авторах

Т. А. Жукова
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС»
Россия

Жукова Татьяна Анатольевна – кандидат педагогических наук, доцент; департамент иностранных языков и межкультурной коммуникации, кафедра иностранных языков и коммуникационных технологий

Scopus ID: 56184640600

Москва



Я. В. Черных
Самарский государственный социально-педагогический университет
Россия

Черных Яна Валерьевна – студент 5 курса, направление подготовки «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки), профили: «Начальное образование» и «Иностранный язык» (английский), факультет начального образования

Самара



Список литературы

1. Аглиуллина М. Слэш-люди и мультипотенциалы: почему больше не надо выбирать призвание на всю жизнь // Forbes. 2019. URL: https://www.forbes.ru/forbeslife/389809-slesh-lyudi-i-multipotencialy-pochemu-bolshe-ne-nado-vybirat-prizvanie-na-vsyu (дата обращения: 16.12.2021).

2. Адамский А.И. 5 проблем, с которым сталкиваются современные школьники при выборе профессии // Вести образования. 2019. URL: https://vogazeta.ru/articles/2019/12/11/quality_of_education/10757-5_problem_s_kotorymi_stalkivayutsya_sovremennye_shkolniki_pri_vybore_professii (дата обращения: 16.12.2021).

3. Боно Э. Параллельное мышление / пер. с англ. П.Л. Самсонов. Минск: Попурри, 2007. 320 с.

4. Ботарёв С. Когнитивная гибкость: расширение сознания без психоделиков // Медиа журнал «Цех». URL: https://zeh.media/praktika/budushcheye/6948123-kognitivnaya-gibkost-pochemu-bez-etogo-kachestva-v-xxi-ne-oboytis (дата обращения: 16.12.2021).

5. Вапник Э. Мультипотенциалы. Руководство для тех, кто уже вырос, но так и не решил, кем хочет стать. М.: Эксмо, 2019. 105 с.

6. Лапидус Н.А. «Слэш-люди»: методы выявления мультипотенциалов с помощью инструментов метамодерна // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2020. №1(39). С. 363-373. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42969609 (дата обращения: 16.12.2021).

7. Лыкова И.А., Бутрим А.Ю. Феномен мультипотенциальности современной молодежи // Непрерывная система образования «школа – университет». Инновации и перспективы: сборник статей ІV Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию БНТУ, Минск, 29-30 октября 2020 года. Минск: Белорусский национальный технический университет, 2020. С. 234-237. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44568920 (дата обращения: 16.12.2021).

8. Мерзлякова Л. Многозадачность: как выжить в XXI веке // Лайфхакер. 2015. URL: https://lifehacker.ru/multitasking/ (дата обращения: 16.12.2021).

9. Черных Я.В. Парадигма формирования универсального человека в условиях школьного образования // Материалы докладов XLVII-й Самарской областной студенческой научной конференции, 11-21 мая 2021 года. Часть II. Самара, 2021. С. 232-234.

10. Черных Я.В. Проблема развития универсального человека в педагогике XXI века // Шаг в науку: сборник материалов III Международной научно-практической конференции с участием студентов, Грозный, 10 октября 2020 года. Махачкала: Чеченский государственный педагогический университет, 2020. С. 532-541.

11. Черных Я.В. Профессиональная ориентация как основообразующий элемент современной школы // XXIII Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: материалы конференции, Нижневартовск, 06-07 апреля 2021 года / под общей редакцией Д.А. Погонышева. Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2021. С. 177-184.

12. Andrews J., Higson H. Graduate Employability, ‘Soft Skills’ Versus ‘Hard’ Business Knowledge: A European Study // Higher Education in Europe. 2008. Vol. 33(4). Pp. 411-422. DOI: 10.1080/03797720802522627.

13. Araki M. Polymathic Leadership: Theoretical Foundation and Construct Development. Master Thesis. 2015. 135 p.

14. Araki M. Polymathy: A New Outlook // Journal of Genius and Eminence. 2018. Vol. 3. Pp. 66-82. DOI: 10.18536/jge.2018.04.3.1.05.

15. Araki M., Pires P. Modern Literature on Polymathy: A Brief Review // SSRN Electronic Journal. 2019. DOI: https://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3313137.

16. Araki M. Scientific Polymathy: The end of a two-cultures era? // The Lancet. 2020. Vol. 395. Pp. 113-114. DOI: https://doi.org/10.1016/S0140-6736(19)32564-4.

17. Araki M., Cotellessa A. Creative Polymathy and the COVID-19 Crisis // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.601508.

18. Ahmed W. The Polymath. Unlocking the Power of Human Versatility. John Wiley & Sons Ltd, The Atrium, Southern Gate, Chichester, West Sussex, PO19 8SQ, United Kingdom, 2019. 333 p.

19. Cotellessa A., Marquardt M. In Pursuit of Polymaths: Understanding Renaissance Persons of the 21st Century. 2018. 299 p.

20. Eiduson B. Scientists: their psychological world. Basic Books, 1962. 299 p.

21. Fisher T. Multipotentiality – Unwrapping the Gifted. 2010. Available at: https://blogs.edweek.org/teachers/unwrapping_the_gifted/2010/08/multipotentiality.html (accessed: 16.12.2021).

22. Gray A. The 10 skills you need to thrive in the Fourth Industrial Revolution. Available at: https://www.weforum.org/agenda/2016/01/the-10-skills-you-need-to-thrive-in-the-fourth-industrial-revolution/ (accessed: 16.12.2021).

23. Harford T. Multi-tasking: how to survive in the 21st century. Available at: https://is.gd/lVY2T2 (accessed: 16.12.2021).

24. Prepotenska M. Multipotentials in educational discourse. Filosofiya osvity. Philosophy of Education. 2020. DOI: 10.31874/2309-1606-2020-26-1-6.

25. Ronald H., Fredrickson, John Watson, Murray, Rothney. Recognizing and Assisting Multipotential Youth. Merrill. 1972. 181 p.

26. Sher B. Refuse to Choose: Use All of Your Interests, Passions, and Hobbies to Create the Life and Career of Your Dreams. Rodale Books. 2007. 288 p.

27. Spiro R.J., Jehng J. Cognitive flexibility and hypertext: Theory and technology for the non-linear and multidimensional traversal of complex subject matter. Cognition, Education, and Multimedia. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1990. 153 p.

28. Suer C.N. 3 ways my multipotentiality has changed the way I show up for my community // Puttylike Community. Available at: https://puttylike.com/3-ways-my-multipotentiality-has-changed-the-way-i-show-up-for-my-community/ (accessed: 16.12.2021).

29. OECD Skills Outlook 2019: Thriving in a Digital World, OECD Publishing, Paris, 2019. DOI: https://doi.org/10.1787/df80bc12-en.

30. Wapnick E. How to Be Everything: A Guide for Those Who (Still) Don't Know What They Want to Be When They Grow Up. HarperOne. 2017. 240 p.


Рецензия

Просмотров: 309


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)