Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Педагогическая инженерия: методологический абрис проекта Мининского университета

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-2-8

Полный текст:

Аннотация

Введение. Проектирование в Мининском университете «Школы педагогической инженерии и инженерного мышления» в партнерстве с высокотехнологическими предприятиями Нижегородской области представляет методологический абрис (контур «потребного будущего» университета), показывающий очертание создаваемого нового предмета научно-образовательного взаимодействия педагогического образования и научно-технологической сферы региона в формате уникальной образовательно-технологической площадки формирования научно-технологической элиты Российской Федерации в условиях цифровой экономики. Цель статьи состоит в представлении и научном обосновании концептуальной идеи проекта о создании новых организационно-управленческих механизмов взаимодействия сферы непрерывного педагогического опережающего образования и высокотехнологичного производства, направленных на формирование инженерного типа мышления и взаимосвязи образования, науки и производства в рамках пространственной со-организации и научно-образовательной коллаборации участников образовательных отношений в формате «Техноград», объединяющем практико-ориентированную науку и науко-ориентированную практику непрерывного педагогического образования, которая делает предметом своего исследования анализа и преобразования саму образовательную действительность – педагогическую, организационно-управленческую и научно-технологическую.

Материалы и методы. Основой научного исследования и научно-методического сопровождения проекта школы педагогической инженерии и инженерного мышления, создаваемого и реализуемого в условиях управления развитием университета педагогического профиля, является проектная методология и философия (футуродизайн), а также проектно-управленческий эксперимент.

Результаты исследования. Разработан проект «Школа педагогической инженерии и инженерного мышления», онтологема которого раскрывает формы и принципы «единства» и единения образовательной и научно-технологической сфер человеческого бытия и жизнедеятельности человека; сконструирована новая методология подготовки STEAM – педагога, обладающего компетенциями в области реализации междисциплинарного и метапредметного подходов, использования технологических решений в процессе познания и преобразования мира. Научная новизна результатов исследования характеризуется применением трансдисциплинарного подхода и принципов проектно-сетевой, научно-образовательной коллаборации к созданию новой предметной области педагогической науки и образовательной практики «Педагогическая инженерия», обеспечивающей эффективное сочетание фундаментальных и практико-ориентированных исследований, психолого-педагогического знания и научно-технологических средств высокотехнологичных производств, направленных на гуманизацию образовательных процессов и педагогизацию общества в целом.

Обсуждение и заключения. Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанный проект создает механизмы и условия сетевой со-организации организационно-управленческих, научно-методических ресурсов для трансформации педагогического образования в регионе, реализации междисциплинарного направления гуманитарно-технологического педагогического образования – подготовки педагогов-профессионалов нового поколения, а также представляет организационно-управленческий механизм горизонтального взаимодействия организаций высшего образования и общего образования с высокотехнологичными компаниями по принципу «образование – наука – производство – практика».

Об авторах

Г. А. Игнатьева
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Игнатьева Галина Александровна – доктор педагогических наук, профессор

SPIN-код: 4608-5231

Нижний Новгород



Э. К. Самерханова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Самерханова Эльвира Камильевна – доктор педагогических наук, профессор, первый проректор

SPIN-код: 5254-7947

Нижний Новгород



В. В. Сдобняков
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Сдобняков Виктор Владимирович – кандидат физико-математических наук, доцент, ректор

SPIN-код: 6110-9848

Нижний Новгород



О. В. Тулупова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Тулупова Оксана Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент

SPIN-код: 2069-9968

Нижний Новгород



Список литературы

1. Виноградова Н.В., Землякова Г.М. Педагогический инжиниринг как средство формирования научно-методологического мышления обучающихся направления подготовки 44. 04. 01 «Педагогическое образование» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. №1(22). С. 73-81.

2. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. М.: «Школа-Пресс», 1995. 448 с.

3. Громыко Ю.В. Региональный университет как субъект стратегий развития: регионоформирование, научно-техническая, кадровая и инновационная политика, идентичность // Университетское управление. 2004. №2(30). С. 43-49.

4. Иванов В.Г., Сазонова З.С., Сапунов М.Б. Инженерная педагогика: попытка типологии // Высшее образование в России. 2017. №8-9. С. 32-42.

5. Китайгородский М.Д. Индустрия 4.0 и ее влияние на технологическое образование // Современные наукоемкие технологии. 2018. №11-2. С. 290-294.

6. Колесникова И.А. Непрерывное образование как феномен XXI века: новые ракурсы исследования // Непрерывное образование: XXI век. 2013. Вып. 1. DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2013.1941.

7. Кошкин Р.П. Комплексное развитие человека, технологий и общества: проблемы и перспективы // Стратегические приоритеты. 2017. №1(13). С. 49-50.

8. Краснов С.И. Принципы согласования позиций участников команды в педагогическом проектировании // Психология обучения. 2021. №4. С. 90-100.

9. Мустафина Д.А., Рахманкулова Г.А., Ребро И.В. Критерии и сущность инженерного мышления // NovaInfo. 2016. №43. С. 287-294. URL: https://novainfo.ru/article/5099 (дата обращения: 15.05.2022).

10. Никитаев В.В. Инженерное мышление и инженерное знание. URL: https://gtmarket.ru/library/articles/6059 (дата обращения: 15.05.2022).

11. О системе педагогических исследований (методологический анализ) // Оптимизация процессов обучения в высшей и средней школе. Душанбе, 1970. [Педагогика и логика]. М.: Касталь, 1993. URL: https://www.fondgp.ru/publications/система-педагогических-исследований/ (дата обращения: 15.05.2022).

12. Постановление Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 года №889 «Об утверждении стратегия социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года». URL: https://strategy.government-nnov.ru/static/new_design/files/Proyekt_Strategii_Nizhegorodskoy_oblasti_2035.pdf (дата обращения: 15.05.2022).

13. Путеводитель по основным понятиям и схемам методологии Организации, Руководства и Управления: хрестоматия по работам Г.П. Щедровицкого. М.: Дело, 2004. 208 с.

14. Современное инженерное образование: учебное пособие / А.И. Боровков [и др.]. СПб: Изд-во Политехнического университета, 2012. 80 с.

15. Тузиков А.Р., Зинурова Р.И. Становление общества знаний в современной России // Вестник Казанского технологического университета. 2014. №16. С.354-356.

16. Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. №642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41449 (дата обращения: 15.05.2022).

17. Шалашова М.М. STEM-педагог: учитель будущего. URL: https://edpolicy.ru/stem-educator (дата обращения: 15.05.2022).

18. Якушева С.Д. Развитие профессиональных умений педагога-менеджера в системе профессионально-педагогического инжиниринга // Вестник Оренбургского государственного университета. 2019. №3(221). С. 87-94. DOI: 10.25198/1814-6457-221-87.

19. Bulleit W.M., Schmidt J.A., Alvi I.A., Nelson E., Rodriguez-Nikl T. Philosophy of Engineering: What It Is and Why It Matters // Journal of Professional Issues in Engineering Education and Practice. 2015. Vol. 141(3). Article number: 02514003. DOI: 10.1061/(ASCE)EI.1943-5541.0000205.

20. Christensen S.H., Didier C., Jamison A., Meganck M., Mitcham C., Newberry B. Engineering Identities, Epistemologies and Values // Engineering Education and Practice in Context. Volume 2. Switzerland: Springer International Publishing, 2015. DOI: 10.1007/978-3-319-16172-3.

21. Incropera F.P. Current Trends in Engineering Education. College of Engineering University of Notre Dame. Notre Dame, Indiana, USA. University of Bonn Federal Republic of Germany. March 11. 2002. Available at: https://slideplayer.com/slide/6350196/ (accessed: 15.05.2022).

22. Kersten S. Approaches of Engineering Pedagogy to Improve the Quality of Teaching in Engineering Education // Vocational Teacher Education in Central Asia. Technical and Vocational Education and Training: Issues, Concerns and Prospects. Vol 28. Springer, Cham. 2018. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-73093-6_14.

23. Philosophy of Engineering Volume 1 of the proceedings of a series of seminars held at The Royal Academy of Engineering. London: The Royal Academy of Engineering, 2010. Available at: https://www.raeng.org.uk/publications/reports/philosophy-of-engineering-volume-1 (accessed: 15.05.2022).

24. Rüütmann T. Engineering Pedagogy as the Basis for Effective Teaching Competencies of Engineering Faculty // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, №12. С. 123-131. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-12-123-131.

25. Thinking like an engineer Implications for the education system. A report for the Royal Academy of Engineering Standing Committee for Education and Training. London: Royal Academy of Engineering, 2014. Available at: https://www.raeng.org.uk/publications/reports/thinking-like-an-engineer-implications-full-report (accessed: 15.05.2022).

26. Yakman G. STEAM Education: an overview of creating a model of integrative education // STEAM Education. 2008. Available at: https://steamedu.com/research/ (accessed: 15.05.2022).


Рецензия

Просмотров: 274


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)