Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Полный текст:

Аннотация

Цель публикации - педагогическое проектирование образования бакалавров в области безопасности жизнедеятельности в контексте идей устойчивого развития как одного из современных и перспективных направлений высшего образования. Раскрыты философско-методологические, научно-технические и педагогические аспекты положений концепции устойчивого развития. Показано, что наибольшим потенциалом для реализации идей устойчивого развития обладает инвариантная учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности», изучаемая будущими бакалаврами независимо от направления и профиля подготовки. Сформулированы основополагающие принципы образования в области безопасности жизнедеятельности будущих бакалавров. Определены ключевые функции образования бакалавров в области безопасности жизнедеятельности: ценностно-ориентационная, теоретико-мировоззренческая, конструктивно-деятельностная, рефлексивно-оценочная. Раскрыты методические задачи, приближающие проект к конкретным социокультурным и педагогическим условиям: определение целевых ориентиров, модульное структурирование содержания образования, разработка процессуально-технологических особенностей построения учебной деятельности; диагностика результатов. Обоснована и раскрыта идея дидактического цикла при освоении содержания образования в области безопасности жизнедеятельности. Получаемые в процессе апробации результаты образования будущих бакалавров в области безопасности жизнедеятельности в контексте идеологии устойчивого (безопасного) развития позволяют говорить об эффективности выбранных научно-методологических и организационно-технологических оснований и проектировать новые образцы практического опыта в условиях обеспечения оптимальных путей продуктивного педагогического взаимодействия.

Об авторах

М. Картавых
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия

доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физиологии и безопасности жизнедеятельности человека, 

Нижний Новгород



И. Бичева
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента,

Нижний Новгород



Л. Попова
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Россия

доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник музея землеведения, 

Москва



Список литературы

1. Бичева И.Б. Формирование образованности обучающихся как способ вхождения в мир науки, культуры и будущей профессии [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2014. №12-3 (44). С. 174-178. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/12/40883 (дата обращения: 24.12.2015).

2. Бичева И.Б. Научно-методические особенности преподавания учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в Сборник статей научно-практической конференции: Экологическое образование: теория и педагогическая реальность. Материалы научно-практической конференции. Н. Новгород: ООО «Типография «Поволжье», 2005. С. 223-226.

3. Бичева И.Б., Китов А.Г. О готовности преподавателей к инновационным преобразованиям в учебно-профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Интернет-журнал Науковедение. 2014. №6 (25). С. 45. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/45PVN614.pdf (дата обращения: 26.01.2016).

4. Бичева И.Б., Царева О.С. Рефлексия как условие развития личностных и профессиональных качеств обучающихся // Роль науки в развитии общества: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Сукиасян А.А. Уфа, 2015. С. 112-114.

5. Введение в теорию устойчивого развития: Курс лекций / Отв. ред. Н.М. Мамедов. М.: Ступени, 2002. 240 с.

6. Данилов-Данильян В.И. Устойчивое развитие (теоретико-методологический анализ) // Экономика и математические методы. 2003. Т. 39. №2. С. 123-124, 126-128.

7. Дёжкин В.В., Попова Л.В. Экологическая этика и биологическое природопользование: элементы теории и этико-экологические ограничения // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2006. №1. С. 28.

8. Днепров Э.Д. Образование и политика. Новейшая политическая история российского образования. Т.1. М.: ГУ ВШЭ, 2006. 536 с.

9. Картавых М.А. Концептуальные основы дидактического цикла формирования профильно-специализированных компетенций в области экологического менеджмента и аудита [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. 2011. №8-3. С. 515-518; URL: http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=7981139 (дата обращения: 18.12.2015).

10. Картавых М.А., Камерилова Г.С., Агеева Е.Л. Образование в области безопасности жизнедеятельности: пишем магистерскую диссертацию: учеб. пособие. Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2015. 87 с.

11. Картавых М.А. Профессионально-экологическая компетентность и ее уровневая дифференциация // Человек и образование. 2010. №2. С. 32-35.

12. Картавых М.А., Бичева И.Б., Попова Л.В., Варивода В.С., Филатова О.М. Педагогические условия формирования личности безопасного типа поведения в образовательном процессе вуза [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2015. №4 (9). С. 19. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/fd6/kartavykh.pdf (дата обращения 15.01.2016).

13. Картавых М.А., Веряскина М.А. Педагогические условия изучения студентами проблем обеспечения экологической безопасности [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. №6; URL: http://www.science-education.ru/120-15636 (дата обращения: 18.01.2016).

14. Картавых М.А., Филатова О.М. Концепция методической подготовки учителя безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2014. №3; URL: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/room-3-_7_-2014 (дата обращения: 14.01.2016).

15. Картавых М.А. Экологическая безопасность: учеб. пособие. Н. Новгород: НГПУ, 2011. 80 с.

16. Лосев К.С. Экологические проблемы и перспективы устойчивого развития России в ХХI веке. М., 2001. 400 c.

17. Марфенин Н.Н. Устойчивое развитие человечества: Учебник. М.: МГУ, 2006. 624 с.

18. Марфенин Н.Н., Попова Л.В. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: новые задачи и проблемы [Электронный ресурс] // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2006. №2. С. 16. URL: http://elibrary.ru/contents.asp?titleid=38291 (дата обращения 16.11.2015).

19. Николаева Т.П., Бичева И.Б. Образование как необходимое условие достижения устойчивого развития и основа будущего прогресса [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2014. №4 (8). С. 34. URL: http://mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik. (дата обращения: 10.12.2015).

20. Николаева Т.П., Бичева И.Б. Устойчивое личностно-профессиональное развитие студентов в вузе [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2015. №1 (9). С. 19. URL: http://mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik. (дата обращения 10.12.2015).

21. Попова Л.В. Книги, которые учат, что делать первые отечественные учебные пособия по устойчивому развитию [Электронный ресурс] // Экология и жизнь. 2010. №3. С. 48-51. URL: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=855078 (дата обращения 10.11.2015).

22. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1995. С. 275-286.

23. Суворова Г.М., Картавых М.А. Средства развития творческой активности студентов в процессе профессиональной реализации // Ярославский Педагогический Вестник. 2011. №1. С. 176-180.

24. Урсул А.Д. Модель опережающего образования и переход России к устойчивому развитию. М.: ВИНИТИ, 1996.

25. Урсул А.Д. Образование для устойчивого развития: инновационно-опережающие процессы [Электронный ресурс] // Гуманитарно-экологический институт. URL: http://www.mgeu.ru/razvitie/?ELEMENT_ID=77 (дата обращения 10.11.2015).

26. Урсул А.Д. Переход к устойчивому развитию. Ноосферная стратегия. 1998. 500 с.

27. Boekhout B. Concepts of Sustainability. - Uppsala: Swedish University of Agricultural Sciences, 2009.

28. Scott W., Gough S. Sustainable Development within UK Higher Education: Revealing Tendencies and Tensions // J. geogr. Higher Educ., 2006, vol. 2, №2.


Просмотров: 84


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)