Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

НОВЫЕ ФОРМАТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ»

Полный текст:

Аннотация

В статье актуализируется проблема организации и проведения практики как основы формирования у студентов непедагогических специальностей профессиональных компетенций в работе с детьми, имеющими ОВЗ, с учетом опыта стран ЕС и США. Анализируются новые подходы и принципы моделирования комплексной социально-педагогической и психолого-педагогической практик с учетом мнения работодателей и студентов. Раскрыты основные этапы проведения практики и формы отчетности, представлен алгоритм действий студентов во время практики, проанализированы перспективы совершенствования механизмов реализации задач практики с учетом идей модернизации высшего педагогического образования. Рассматриваются условия наиболее эффективных моделей организации практики в режиме создания возможных индивидуальных траекторий обучения бакалавров. Показано значение практики для формирования профессиональных компетенций в соответствии с трудовыми действиями, представленными в новом профессиональном стандарте педагога.

Об авторах

Е. Ольхина
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия

кандидат психологических наук, доцент, 

Нижний Новгород



С. Уромова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия

старший преподаватель, 

Нижний Новгород



Список литературы

1. Беков А.А. Формирование готовности бакалавра к социально-воспитательной деятельности в детском оздоровительном учреждении: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Москва, 2015. 181 с.

2. Болотов В.А., Рубцов В.В., Фрумин И.Д., Марголис А.А., Каспржак А.Г., Сафронова М.А., Калашников С.П. Информационно-аналитические материалы по итогам первого этапа проекта «Модернизация педагогического образования» // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20, №5. C.13-28. doi:10.17759/pse.2015200503

3. Буханцева Н.В. Подготовка будущих специалистов к педагогическому взаимодействию на базе электронных ресурсов: дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2006. 210 с.

4. Гуружапов В.А., Марголис А.А. Проектирование модели практико-ориентированной подготовки педагогических кадров по программам бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и начального общего образования // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19, №3. C. 143-159.

5. Дзидзоева, С.М. Педагогическая практика как условие развития исследовательских компетенций студентов: дис. … канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2009. 149 с.

6. Дочкина Т.В. Подготовка учителей к проектированию личностно-ориентированного взаимодействия с учащимися: дис. … канд. пед. наук. Калуга, 2003. 276 с.

7. Каспржак А.Г., Калашников С.П. Разработка моделей академического бакалавриата и исследовательской магистратуры в рамках реализации программы модернизации педагогического образования: первые итоги // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20, №5. С.29-44.

8. Коник О.А. Организация педагогической практики студентов педВУЗа в процессе профессионально подготовки будущих учителей: дис…канд. пед. наук. Курган, 1997. 159 с.

9. Коротаева Е.В. Психологические основы педагогического взаимодействия учебное пособие. М.: Профит Стайл, 2007. 224 с.

10. Леонтьев А.А. Психология общения : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. 5-е изд., стер. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2008. 368 с.

11. Марголис А.А., Рубцов В.В. О стратегии и направлениях модернизации педагогического образования в России: анализ международного опыта подготовки учителя для новой школы [Электронный ресурс] // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». URL:http://psyjournals.ru/psy_edu_new_school/issue/40932.shtml. С.47-67 (дата обращения 26.01.2016)

12. Ольхина Е.А. Роль психолого-педагогической практики в формировании навыков эффективного взаимодействия студентов с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной политики: сборник статей по материалом Всероссийской научно-практической конференции. Н.Новгород: Мининский университет, 2015. С. 56-59.

13. Руководство пользователя ECTS - European Credit Transferand Accumulating System [Электронный ресурс] // Болонская рабочая группа по Рамке квалификаций (2005), Рамка квалификаций Европейского пространства высшего образования. URL: www.bologna-bergen2005.no/Docs/00-Main_doc/050218_QF_EHEA.pdf (дата обращения: 27.01.2016).

14. Синенко Т.Н. Диалогичность учебной ситуации как предпосылка эффективности формирования способности будущего педагога к межличностному взаимодействию в профессиональной деятельности // Изв. Волгогр. гос. техн. Ун-та. Сер.: Проблемы социально-гуманитарного знания. 2014. №5 (132). С. 77-80.

15. Уромова С.Е. Моделирование содержания социально-педагогической практики для студентов непедагогических направлений подготовки, осваивающих новые модули в рамках специального (дефектологического) образования // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной политики: сборник статей по материалом Всероссийской научно-практической конференции. Н.Новгород.: Мининский университет, 2015. С. 63-66.

16. Cochran-Smith M. The New Teacher Education: for Better or for Worse? // Education Researcher. Vol. 34. 2005, №7. P. 3-17.

17. Common European Principles for Teacher Competences and Qualifi cation. European Commission Report [Electronic resource]. 2009. 5 р. URL: http://www.atee1.org/uploads/EUpolicies/common_eur_principles_en.pdf (дата обращения 27.01.2016)

18. Improving competences for the 21st century. European Commission Report [Electronic resource]. 2008. 12 p. URL: http://www.atee1.org/uploads/EUpolicies/improving_competences_for_the_21st_century.pdf. (дата обращения 20.01.2016)

19. Professional Standards for the Accreditation of Teacher Preparation Institutions. NCATE (USA) [Electronic resource]. 2008. 98 p. URL:http://www.ncate.org/documents/standards/NCATE%20Standards%202008.pdf (дата обращения 27.01.2016)

20. Synthesis of recurrent, shared definitions of teacher competences/ capacities in recent educational studies (review by Williamson &McDiarmid [Electronic resource]. 2008. 28 р. URL: http://ec.europa.eu/education/policy/strategic-framework/doc/teacher-competences_en.pdf (дата обращения 27.01.2016)

21. Teacher Education in Europe[Electronic resource]. An ETUCE Policy Paper. 2008. 68 p. URL: http://www.atee1.org/uploads/EUpolicies/etuce_policypaper_te_in_europe.pdf (дата обращения 20.01.2016)


Просмотров: 54


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)