Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Полный текст:

Аннотация

Цель публикации - обосновать и раскрыть особенности проектной деятельности будущих учителей географии и безопасности жизнедеятельности как одного из современных и перспективных направлений высшего образования. Рассмотрены теоретико-методологические аспекты проектной деятельности учителя как особого педагогического феномена, получившего широкое распространение в современных социокультурных условиях. Определено, что наибольшим потенциалом для развития проектной деятельности будущих учителей географии и безопасности жизнедеятельности обладает интегрированная клиническая практика, представляющая собой особую форму организации компетентностно-ориентированного образовательного процесса в системе высшего педагогического образования. Сформулированы и раскрыты атрибутивные характеристики проектной деятельности будущих учителей географии и безопасности жизнедеятельности: новизна и уникальность проектного продукта; ограниченность и завершенность; цикличность и поступательность. Определены и обоснованы педагогические преимущества проектной деятельности будущих учителей географии и безопасности жизнедеятельности в условиях интегрированной клинической практики как с позиций обучающихся, так и с позиций образовательной организации. Процессуально-технологические аспекты проектной деятельности будущих учителей географии и безопасности жизнедеятельности раскрыты с позиций дидактического цикла. Обоснованы и охарактеризованы этапы проектной деятельности будущих учителей географии и безопасности жизнедеятельности: проблемно-инициативный, аналитико-поисковый, внедренческо-презентативный, рефлексивно-оценочный. Получаемые в процессе апробации результаты позволяют говорить об эффективности выбранных научно-методологических и организационно-технологических оснований и проектировать новые образцы практического опыта в условиях обеспечения оптимальных путей продуктивного педагогического взаимодействия.

Об авторах

М. Картавых
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия

доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физиологии и безопасности жизнедеятельности человека, 

Нижний Новгород



И. Кривдина
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры географии, географического и геоэкологического образования, 

Нижний Новгород



Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению «Педагогическое образование» [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф

2. Бедерханова В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога. Краснодар, 2001.

3. Газман О.С. Неоклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002.

4. Картавых М.А. Концептуальные основы дидактического цикла формирования профильно-специализированных компетенций в области экологического менеджмента и аудита [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. 2011. №8-3. С. 515-518. URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=7981139 (дата обращения: 18.12.2015).

5. Картавых М.А. Профессионально-экологическая компетентность и ее уровневая дифференциация // Человек и образование. 2010. № 2. С. 32-35.

6. Картавых М.А. Цикличность клинической практики в профессионально-педагогическом образовании // Вопросы образования и науки: теоретические и методические аспекты: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Н.Новгород, 2014. С. 54-55.

7. Картавых М.А., Камерилова Г.С., Агеева Е.Л. Образование в области безопасности жизнедеятельности: пишем магистерскую диссертацию: учеб.пособие. Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2015. 87 с.

8. Картавых М.А., Бичева И.Б., Попова Л.В., Варивода В.С., Филатова О.М. Педагогические условия формирования личности безопасного типа поведения в образовательном процессе вуза [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2015. №3. URL: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/room-3-_7_-2014 (дата обращения 15.01.2016).

9. Картавых М.А., Веряскина М.А. Педагогические условия изучения студентами проблем обеспечения экологической безопасности [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. №6. URL: http://www.science-education.ru/120-15636 (дата обращения: 18.01.2016).

10. Картавых М.А., Кривдина И.Ю. Инновации в компетентностно-ориентированном профессиональном образовании учителей географии и безопасности жизнедеятельности // Современные проблемы науки и образования. 2014. №3. С. 277.

11. Картавых М.А., Кривдина И.Ю. Интегрированная клиническая практика учителя географии и безопасности жизнедеятельности - инструмент эффективного вхождения в профессиональную деятельность // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Специальное (дефектологическое) образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. Нижний Новгород, 2015. С. 302-306.

12. Картавых М.А., Прохорова И.В. Интегрированная клиническая практика как составляющая образовательной платформы качества педагогического образования // Успехи современного естествознания. 2014. № 12-3. С. 261-267.

13. Картавых М.А., Прохорова И.В. Концепция интегрированной клинической практики в системе высшего педагогического образования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-2. С. 126.

14. Картавых М.А., Прохорова И.В. Эффективное вхождение будущих педагогов в профессию с помощью интегрированной клинической практики // Науковоедение. 2014. № 6. С. 49.

15. Картавых М.А., Прохорова И.В., Агеева Е.Л. Макропроектирование перспективной модели интегрированной клинической практики студентов вуза // Вестник Мининского университета. 2015. № 1. С. 15.

16. Картавых М.А., Филатова О.М. Концепция методической подготовки учителя безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2014. № 3. URL: http:// http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/room-3-_7_-2014 (дата обращения: 14.01.2016).

17. Картавых М.А. Экологическая безопасность: учеб.пособие. Н. Новгород: НГПУ, 2011. 80 с.

18. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учебное пособие. М.: Академия, 2008. 288 с.

19. Кривдина И.Ю.Компетентностная модель педагогической практики по географии // География в школе. 2012. №5. С. 34-36.

20. Кривдина И.Ю., Ладилова Н.Н., Беляева Т.К. Мой образовательный маршрут на педагогической практике по географии: учеб.пособие. Н. Новгород: НГПУ, 2012.30 с.

21. Николина В.В. Метод проектов в географическом образовании // География в школе. 2002. № 6. С. 37.

22. Новиков А.М. Проектирование педагогических систем // Специалист. 1998. № 5. С. 24-27.

23. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). М.: Эвгес, 2004. 120 с.

24. Папуткова Г.А., Картавых М.А., Прохорова И.В. Клиническая практика - инновационный инструментарий компетентностно-ориентированного профессионально-педагогического образования // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 96-100.

25. Педагогика: учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Юрайт, 2009. 430 с.

26. Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование: учеб.пособие. СПб.: СПб. Гос. Тех. Университет, 1996. 140 с.

27. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь [Электронный ресурс]. М.: Инфра-М, 2011. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_67315/ (дата обращения: 28.01.2016).

28. Розанов Л.Л. Школьный геоэкологический проект: рекомендации по выполнению // География в школе. 2004. № 7. С. 39-42.

29. Суворова Г.М., Картавых М.А. Средства развития творческой активности студентов в процессе профессиональной реализации // Ярославский Педагогический Вестник. 2011. № 1. С. 176-180.


Просмотров: 130


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)