Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ МОДЕРНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Полный текст:

Аннотация

Модернизация педагогического образования в России идет в общем русле глобальных процессов в этой сфере образования. Осмысление, проектирование и реализация инновационного развития и прогностических исследований требует целенаправленного выявления и учета тенденций исторического развития рассматриваемого явления. Представлены четыре тенденции, определившие в общем динамику и характер становления и развития педагогического образования в России. Выявлены пять закономерностей развития педагогического образования. Первая - зависимость педагогического образования от состояния, потребностей и тенденций развития общего образования. Вторая закономерность - отставание реформирования педагогического образования от реформирования системы общего образования. Третья закономерность - обусловленность уровня педагогического образования экономическими факторами, задачами массовости и доступности общего образования. Четвертая - снижение внимания к проблемам подготовки педагога сопровождалось повышением активности педагогической науки и педагогической литературы. Пятая - непосредственная обусловленность реформирования педагогического образования государственной политикой в этой области.

Об авторах

Е. Илалтдинова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия

доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой общей и социальной педагогики, заведующий исследовательской лабораторией «Воспитательная педагогика А.С. Макаренко», 

Нижний Новгород



С. Аксёнов
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики, научный сотрудник исследовательской лабораторией «Воспитательная педагогика А.С. Макаренко», 

Нижний Новгород



Список литературы

1. Илалтдинова Е.Ю. Педагогическая наука как объект модернизации (на материале истории освоения и разработки наследия А.С. Макаренко) // Непрерывное образование. 2014. № 1 (7). С. 9-12.

2. Илалтдинова Е.Ю., Суханова М.Э. Исторический контекст модернизации подготовки педагога в России // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Специальное (дефектологическое) образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. Нижний Новгород, 2015. С. 418-421.

3. Илалтдинова Е.Ю., Шляхов М.Ю., Шляхова М.М. Педагог-универсал или узкий специалист: что сегодня и завтра нужно школе? // Народное образование. 2015. № 1. С. 80-83.

4. Лебедева И.В., Аксёнов С.И. Учитель или коуч? [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 807. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16096 (дата обращения: 22.02.2016).

5. Модели реформирования педагогического образования в странах Европы, Америки и Азии / А.А. Федоров, В.В. Николина, Е.Ю. Илалтдинова, С.И. Аксенов, Т.Н. Сергеева // Нижегородское образование. 2013. № 2. С. 39-44.

6. От проектного вуза к публичной образовательной корпорации: нестандартные решения 2015 /сост.В.А. Житкова, Е.П. Седых, А.В. Чанчина / под общ.ред. проф. А.А. Федорова. Нижний Новгород: Мининский университет, 2015.

7. Слепенкова Е.А. Становление и развитие педагогической научно-исследовательской деятельности будущего учителя отечественной школы в ХХ веке: монография / Е. А. Слепенкова; Федеральное агентство по образованию, Нижегородский гос. пед. ун-т. Нижний Новгород, 2008.

8. Слепенкова Е.А. Место историко-педагогических дисциплин в профессиональной подготовке педагога //Педагогика. 2014. № 4. С. 90-93.

9. Слепенкова Е.А. Целесообразность парадигмального подхода в исследовании истории развития отечественного педагогического образования // Российский научный журнал. 2008. № 7. С. 81-86.

10. Федоров А.А., Седых Е.П. Моделирование процессов целевого обучения и трудоустройства в системе педагогического образования // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 5. С. 93-98.

11. Федоров А.А., Шапошников Л.Е., Николина В.В. Модель опережающего развития непрерывного профессионального педагогического образования в Нижегородском государственном педагогическом университете им. Козьмы Минина // Аккредитация в образовании. 2012. № 6 (58). С. 51-53.

12. Blanton, L. P., Pugach, M. C., & Boveda, M. (2014). Teacher education reform initiatives and special education: Convergence, divergence, and missed opportunities (Document No. LS-3). Retrieved from University of Florida, Collaboration for Effective Educator, Development, Accountability, and Reform Center website: http://ceedar.education.ufl.edu/tools/literature-syntheses (accessed 23.06.2013).

13. Bullough R. V Jr. Teacher education reform as a story of possibility: lessons learned, lessons forgotten-the American Council on Education's Commission on Teacher Education (1939-1942). Teaching and Teacher Education. Volume 16, Issue 2, February 2000, Pages 131-145

14. Earle R.S., Seehafer S., Ostlund F.M. Systemic Reform in Teacher Education: Quality Teachers through Partnering / Teacher Education Quarterly, Spring 2001. Available at: http://www.teqjournal.org/backvols/2001/28_2/v28n205.pdf (accessed 24.02.2016).

15. Goldstein D. Is the U.S. Doing Teacher Reform All Wrong? The Washington Post. May 31, 2011. Available at: https://www.washingtonpost.com/blogs/ezra-klein/post/is-the-us-doing-teacher-reform-all-wrong/2011/05/31/AGAErRFH_blog.html (accessed 29.02.2016).

16. Kirby, Sheila Nataraj, Jennifer Sloan McCombs, Heather Barney and Scott Naftel. Reforming Teacher Education: Something Old, Something New. Santa Monica, CA: RAND Corporation, 2006. Available at: http://www.rand.org/pubs/monographs/MG506.html (accessed 25.02.2016).

17. Our Future, Our Teachers. The Obama Administration Plan for Teacher Education Reform and Improvement. U.S. Department of education. 2011. Available at: http://www.ed.gov/teaching/our-future-our-teachers (accessed 27.02.2016).

18. Pelon, Clayton and Sowa Wojciakowski, Claudia (2013) "Teacher Preparation: Answering the Call of Educational Reform" Colleagues: Vol. 10: Iss. 2, Article 9. Available at: http://scholarworks.gvsu.edu/colleagues/vol10/iss2/9 (accessed 20.01.2016).

19. Wang J. Understanding Teacher Education Reform / Journal of Teacher Education. November/December 2010 vol. 61 no. 5 395-402.

20. Zeichner K.M., Liston D.P. Traditions of Reform in U.S. Teacher Education. Available at: http://education.msu.edu/NCRTL/PDFs/NCRTL/IssuePapers/ip901.pdf (accessed 28.02.2016).


Просмотров: 69


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)