Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

СТАНОВЛЕНИЕ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРЬКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ В 20-80 ГОДЫ ХХ ВЕКА

Аннотация

В представленной статье анализируется история становления и развития психологического образования в Горьковском государственном педагогическом институте (ГГПИ) в период с 20-е по 80-е гг. XX века. Кратко обозначены основные этапы и направления научно-педагогической деятельности кафедры психологии ГГПИ. Показана зависимость научного творчества как отдельного ученого (судьба С.М. Василейского в 30-е годы XX века), так и работы научного коллектива кафедры психологии (в 50-е годы XX века) от идеологических влияний общества. Приводятся сведения об ученых-психологах, внесших большой вклад в развитие традиций психологического образования в университете. Дается анализ научных исследований кафедры психологии ГГПИ в рассматриваемый период.

Об авторах

Н. Шутова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия

доктор психологических наук, профессор кафедры классической и практической психологии,

Нижний Новгород



В. Кисова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия

кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии,

Нижний Новгород



Список литературы

1. Алямовская В.В., Романова В.В. Ульенкова Ульяна Васильевна // Личность в науке: Женщины-ученые Нижнего Новгорода (выпуск 2). Н.Новгород, 1999. С.154-172.

2. Балика Д.А. На кафедре психологии // За учительские кадры. 1951. №23. С.4.

3. Василейский С.М. Психология технического изобретательства: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Горький, 1951. 31 с.

4. Василейский С.М. Кафедра психологии Горьковского педагогического института им. М. Горького и ее научно-исследовательская работа // Вопросы психологии. 1956. №1. С.118-119.

5. Василейский С.М. Лекционное преподавание в высшей школе. Горький: ГТУ, 1956. 271 с.

6. Гапонова С.А. К 10-летию спецфакультета психологии НГПУ // Педагогическое образование. 2000. №1. С.33-35.

7. Дискуссии в советской науке и идеология. Хрестоматия /под ред. А.А. Касьяна. Н.Новгород. 2009. 491 с.

8. Касьян А.А. Динамика развития науки в Нижегородском педагогическом университете (2-я половина XX века) // Проблемы интеграции естественнонаучных дисциплин в высшем педагогическом образовании. Н.Новгород, 2001. С.3-5.

9. Научная сессия, посвященная проблемам физиологического учения академика И.П. Павлова (28 июня-4 июля 1950г.): Стеногр. отчет. М., 1950.

10. Платонов К.К. Мои личные встречи на великой дороге жизни: Воспоминания старого психолога. М.: Институт психологии РАН, 2005. С.120-126.

11. Семенова Л.Э.,. Шашкина Н.П. Психология детей с задержкой психического развития: исследования Ульяны Васильевны Ульенковой [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета, 2014. №3. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/13c/31-psikhologiya-detey-s-zaderzhkoy-psikhicheskogo-razvitiya-issledovaniya-ulyany-vasilevny-ulenkovoy.pdf (дата обращения: 28.04.2016).

12. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Н.Новгород, 1994. 230 с.

13. Ульенкова У.В. Направления психологических исследований // Нижегородский педагогический университет: страницы истории. Н.Новгород, 2001. С.93-104.

14. Ульенкова У.В. Опыт подготовки научных кадров в области психологии // Сохранение и развитие научного потенциала Приволжского Федерального округа. Н.Новгород: ННГУ, 2005. С.169-178.

15. Ульенкова У.В. Научное наследие К.А. Некрасовой и его значение для теории и практики психологической науки и образования // Педагогика и психология детства: материалы региональной конференции, посвященной 100-летию К.А. Некрасовой. Н.Новгород, 2007. С.8-14.

16. Ульенкова У.В., Дмитриева Е.Е., Шутова Н.В. Теоретико-прикладная модель психологической помощи детям с ЗПР // Высшее образование в России. 2012. №2. С.105-109.

17. Физиология высшей нервной деятельности и психология /А.А. Касьян, С.В. Куревина, Н.В. Шутова и др. // Идеология и наука (дискуссии советских ученых середины XX века): коллективная монография. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С.168-178.

18. Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии. М: АН СССР, 1963. 425 с.

19. Шутова Н.В., Прасикова А.Ю., Ларина А.В. Становление и развитие психологического образования в педагогическом вузе // Вестник психолого-педагогического факультета. 1999. №1. С.12-14.

20. Ярошевский М.Г. Как предали Ивана Павлова //Репрессированная наука (вып.2). СПб: Изд-во Наука, 1994. С.76-82.

21. Государственное учреждение «Центральный архив Нижегородской области» (ГУ ЦАНО) 2734.Оп.9а.Д.19.

22. ГУ ЦАНО. Ф.2734.оп. В.Д.569.Л.13.


Рецензия

Просмотров: 525


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)