Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ГЛОБАЛЬНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ВЕКТОР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО БУДУЩЕГО

Полный текст:

Аннотация

В статье рассмотрены актуальные вопросы становления глобального экологического образования как инновационной педагогики при переходе к устойчивому развитию. Раскрыты предпосылки и актуальность глобального экологического образования в свете обострения глобальных экологических проблем и признания образования «ключевым фактором перемен» на пути к устойчивому развитию. Особое внимание уделено философским основаниям глобального экологического образования: императивам выживания человечества, движения цивилизации от природопокорения к коэволюции, которые могут обеспечить осознание личности себя как части планетарного пространства. Научные основы глобального экологического образования описаны в контексте постнеклассического этапа развития науки, экологизации и гуманизации научной картины мира и формирования экологического мировоззрения. Представлена методическая система глобального экологического образования, включающая единство целевого, содержательного, процессуального и технологического компонентов. Представлены результаты работы научной школы геоэкологического образования Мининского университета по проблеме становления глобального экологического образования.

Об авторах

Н. Винокурова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия

доктор педагогических наук, профессор, заведующая научно-исследовательской лабораторией экологического образования, 

Нижний Новгород



Н. В. Мартилова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры географии, географического и геоэкологического образования, 

Нижний Новгород



Список литературы

1. Винокурова Н.Ф. Геоэкологическое образование: преемственность и инновации // География в школе. 2012. № 5. С. 21-26.

2. Винокурова Н.Ф. Культурно-экологический подход в модернизации географического образования// Теория и методика географического образования. СПб, 2004. С.12-15.

3. Винокурова Н.Ф. Теория и методика изучения глобальных экологических проблем на основе геоэкологического подхода в школьной географии: автореф. дисс. … д-ра пед. наук. 13.00.02. М., 2000. 41с.

4. Винокурова Н.Ф., Бадьин М.М., Ефимова О.Е. Структура коэволюционного мировоззрения как цели геоэкологического образования // Современные наукоёмкие технологии. 2016. №1-1. С. 78-82.

5. Винокурова Н.Ф., Зулхарнаева А.В., Мартилова Н.В., Смирнова О.В. Методика экологизации и информатизации географического образования в контексте идей устойчивого развития // Августовские педагогические чтения - 2014: Сборник материалов международного научного e-симпозиума / под ред. проф. И.В. Вагнер. Киров, 2014. С. 40-53.

6. Винокурова Н.Ф., Мартилова Н.В. Мыслить глобально - действовать локально: учебное пособие. Н.Новгород: Деловая полиграфия, 2008. 129 с.

7. Винокурова Н.Ф., Соткина С.А., Ефимова О.Е. Интеграция современного научного знания как ценностно-содержательная основа становления культуры устойчивого развития у будущего учителя географии // Современные проблемы науки и образования. 2015. №6.

8. Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. Учебное пособие. М.: Просвещение, 2001.

9. Геоэкология окружающей среды.10-11 классы: учебное пособие / Н.Ф. Винокурова, Б.И. Кочуров, Н.Н. Копосова, В.М. Смирнова. М., 2010.

10. Дорожкин А.М. Искусство и ремесло решения проблем // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2012. №1(25).

11. Карпинская Д.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. М., 2005.

12. Кочуров Б.И., Винокурова Н.Ф., Смирнова В.М., Глебова О.В., Лобковский В.А. Культура природопользования: научные и образовательные аспекты // Проблемы региональной экологии. 2014. №4. С. 159-168.

13. Кутырев В.А. Время Mortido.СПб.: Алетейя, 2012.

14. Мамедов Н.М. Экология и устойчивое развитие. М.: Изд. Центр МГАДА, 2013.

15. Мамедов Н.М., Винокурова Н.Ф., Демидова Н.Н. Феномен культуры устойчивого развития в образовании XXI века // Вестник Мининского университета. 2015. №2(10)

16. Осипов А.И. Пространство и время как категории мировоззрения и регуляторы практической деятельности. Минск, 2009.

17. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

18. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). М.: ИИО РАО, 2007.

19. Смирнов С.Д. Понятие «образ мира» и его значение для психологии познавательных процессов //Леонтьев А.Н. и современная психология. М., 1983. С.149 -155.

20. Степин В.С. Цивилизация и культура. СПб.: Изд-во СПб ГУП, 2011(Классика научной мысли; вып.3).

21. Теория и методика геоэкологического образования: учебное пособие. Часть 1 / под ред. Н.Ф. Винокуровой, Н.Н. Демидовой. Н. Новгород: НГПУ им. К.Минина, 2013.

22. Теория и методика геоэкологического образования: учебное пособие. Часть 2 / под ред. Н.Ф. Винокуровой, Н.В. Мартиловой. Н. Новгород: НГПУ им. К.Минина, 2014.

23. Технологии коэволюционного взаимодействия субъектов в условиях формирования культурно-экологической образовательной среды региона: учебное пособие/ под ред. Н.Ф. Винокуровой. Н.Новгород: ООО « Исток», 2013.

24. Чумаков А.Н. Глобализация и устойчивое развитие // Наука и образование в интересах общего развития. М., 2006. С. 57-61.

25. Шубинский В.С. Человек как цель воспитания // Педагогика. 1992. № 3. С.37 -42.

26. Vinokurova N.F., Glebova O.V., Glinkina N.Yu. Urban landscapes as a means of formation of ecological culture in line with the ideas of sustainable development. Наука и общество. 2015. №1. С. 218-225.

27. Vinokurova N.F., Nikolina V.V., Shevchenko I.A., Efimova O.E. A Coevolutionary Model of Environmental Consciousness Development among School Children on the Basis of Sustainability Concepts // Mediterranean Journal of Social Sciences. Vol. 6. №6. S2. Doi:10.5901/mjss.2015.v6n6s2p315

28. UNESCO Roadmap for Implementing the Global Action Programme on Education for Sustainable Development http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002305/230514e.pdf


Просмотров: 930


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)