Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

НАУЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ РОССИИ И МИРА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы научного и методического обеспечения организации процесса изучения экологических ситуаций России и мира, основанного на реализации идей коэволюции и устойчивого развития. Определено понятие «экологическая ситуация», представлен анализ научных подходов к территориальной оценке экологических ситуаций. Установлено, что важную роль в решении экологических проблем на региональном уровне играет экологическое образование для устойчивого развития. С целью формирования у студентов профессионально-специализированных компетенций в области оценки и оптимизации экологической ситуации был разработан курс «Экологические ситуации России и мира». Раскрыта актуальность введения данного курса в подготовку бакалавров, определены его цель и задачи, теоретико-методологические основания. Авторами обоснованы основополагающие идеи (коэволюции и устойчивого развития, изучения экологических ситуаций как регионального социоприродного пространства, созидательной творческой деятельности) и принципы конструирования научного содержания дисциплины. Обозначенные концептуальные идеи и принципы определили основные функции программы изучения экологических ситуаций России и мира: ценностно-ориентировочную, теоретико-мировоззренческую, конструктивно-деятельностную и оценочно-рефлексивную. Раскрыты основные содержательные линии курса, структурное единство которых схематически отражено на рисунке. Выделена иерархическая зависимость знаний об экологических ситуациях по уровням познания. Основой технологического аспекта изучения курса является технология проектного обучения, отвечающая требованиям логики изучения экологических ситуаций и решения экологических проблем и отражающая деятельностный характер содержания программы. В данной статье представлена система учебных проектов, соответствующих этапам изучения экологических ситуаций в процессе освоения программы курса «Экологические ситуации России и мира».

Об авторах

Е. Кротова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры экологического образования и рационального природопользования, 

Нижний Новгород



А. Матвеева
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры экологического образования и рационального природопользования, 

Нижний Новгород



Список литературы

1. Акимова Т.А., Хаскин В.В., Сидоренко С.Н., Зыков В.Н. Макроэкология и основы экоразвития: учебное пособие. Москва, 2005.

2. Глазовский Н.Ф., Коронкевич Н.И., Кочуров Б.И. и др. Критические экологические районы: географические подходы и принципы изучения. М.: Известия ВГО, 1991. Т. 123. Вып. 1.

3. Данилов-Данильян В., Рейф И. Экологический след современного человека и глобальные угрозы, с ним связанные//Наука и жизнь. 2014. №12. С. 3.

4. Исаченко А.Г. Экологическая география России. СПб., 2001.

5. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития / под ред. А.Н. Захлебного. М., 2010 [Электронный ресурс]. URL: http:// www.raop.ru/content/Prezidium. 2010.09.29. Spravka.1.pd.

6. Кочуров Б.И. Экодиагностика и сбалансированное развитие: учебное пособие. М. Смоленск, 2003.

7. Кротова Е.А. Проектная технология в изучении экологических ситуаций России: монография. Н.Новгород: НГПУ, 2008. 104 с.

8. Лосев К.С., Горшков В.Г., Кондратьев К.Я. и др. Проблемы экологии России. М., 2005.

9. Мамедов Н.М., Винокурова Н.Ф., Демидова Н.Н. Феномен культуры устойчивого развития в образовании XXI века [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2015. № 2 (10). С. 8. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/681/6-fenomen-kultury-ustoychivogo-razvitiya-v-obrazovanii-xxi-veka.pdf (дата обращения 04.06.2016)

10. Матвеева А.В. Формирование экологической компетентности учащихся средствами проектной технологии [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2015. № 2 (10). С. 19. URL : http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/formirovanie-ekologicheskoy-kompetentnosti-uchashch(дата обращения: 20.02.2016)

11. Матвеева А.В., Кротова Е.А. Формирование экологической компетентности обучающихся средствами исследовательской проектной деятельности [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. URL: http://www.science-education.ru/123-19531 (дата обращения: 07.06.2015)

12. Оценка качества окружающей среды и экологическое картографирование / отв. ред. Г.В. Сдасюк, А.С. Шестаков. М., 2005.

13. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России: учеб.справочное пособие. М., 2000.

14. Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и локальный уровни. Зарубежный опыт и проблемы России / отв. ред. Г.В. Сдасюк. М., 2002.

15. Региональные аспекты развития России в условиях глобальных изменений природной среды и климата / отв. ред. В.М. Котляков. М., 2001.

16. Тикунов В.С., Цапук Д.А. Устойчивое развитие территории: Картографо-геоинформационное обеспечение: учеб.пособие. М., 1999.

17. Урсул А.Д. Глобальные цели устойчивого развития //Национальная безопасность / notabene. 2015. № 5. С. 683-698.

18. Ильин В., Аверьянова Г., Золотовский Ю., Купчин В., Ромашкин К. Образование в контексте глобализации // Высшее образование в России. 2008. №7. С. 120-124.

19. Экологическое состояние территории России: учеб. пособие для студентов / под ред. С.А. Ушакова, Я. Г. Каца. М., 2002.

20. Bityukova V. R., Safronov S. G. Assessment of the ecological situation in Russia using the method of potential surfaces of human impact // Environmental Geography: Regional Research of Russia. 2015. № 5. Issue 4. Pp. 367-377.

21. Danilov-Danilyan V.I., Gelfan A.N. On the rostrum of the RAS presidium// Herald of the Russian Academy of Sciences. 2014. Т. 84. №5. Pp.335-343.

22. Shirobokova E.A. A Conference Proceedings. Editorial board: Boris Yakimovich; YuryTurygin. 2014. Pp. 151-152.

23. Wang W., Jiang J., Wu X., Liang Sh.The current situation of solid waste generation and its environmental contamination in China // Journal of Material Cycles and Waste Management. 2000. Т. 2. №2. Pp. 65-69.


Просмотров: 74


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)