Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ ОСВОЕНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается проблема формирования эмпатии и децентрации как универсальных учебных действий у младших школьников на уроках психологии в начальной школе. Показано, что формирование психологической грамотности является условием формирования эмпатии и децентрации как личностных компетенций младших школьников.

Об авторе

А. Прихожан
ФГНУ «Психологический институт»; Институт психологии им.Л.С.Выготского РГГГУ
Россия


Список литературы

1. Андреева, А.Д. Преподавание психологии в школе как условие становления психологической грамотности учащихся / А.Д.Андреева, Е.Е. Данилова // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2010. - Т.3. - № 2. - С.16-29.

2. Басова, А. Г. Формирование эмпатии / А. Г. Басова // Молодой ученый. - 2013. - №5. - С. 631-633.

3. Божович, Л.И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека / Л.И. Божович // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. - М., 1978. - С.168-179.

4. Валлон, А. Психическое развитие ребенка / А.Валлон. - М., 1967. - 195 с.

5. Гаврилова, Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: дис. … канд психол.н. / Т.П. Гаврилова. - М., 1977.

6. Галанина, В.В. Эмоционально-смысловые аспекты выполнения нормы взаимопомощи в младшем школьном возрасте: дис. …канд. психол. н. / В.В. Галанина. - М., 2003.

7. Глоба, Н.В. Психологический анализ эмпатии у детей с задержкой психического развития (младший школьный возраст): дис. …канд. психол. н. / Н.В. Глоба. - М., 2008.

8. Гончаренко, Е.С Развитие эмпатийного потенциала личности (на материале исследования детей 7-8 лет: дис. …канд. психол. н. / Е.С. Гончаренко. - Краснодар, 2003.

9. Данилова, Е.Е. Школьное детство или младший школьный возраст / Е.Е. Данилова // Практическая психология образования. - СПб, 2007. - С.274-365.

10. Дубровина, И.В. Урок психологии / И.В. Дубровина // Преподавание психологии в школе, 3-11 классы: учебно-метод. пособие/ Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 2007. - C. 66-125.

11. Дубровина, И.В. Практическая психология в лабиринтах современного образования / И.В. Дубровина. - М., 2014. - 464 с.

12. Изотова, Е.И. Когнитивные и поведенческие репрезентации эмпатии в дошкольном и младшем школьном возрасте [Электронный ресурс] / Е.И. Изотова, Е.И. Изотова // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2011. - № 5(19). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 04.12.14).

13. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М., 2008. - 151 с.

14. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. - СПб., 2004. - 944 с.

15. Коломинский, Я.Л. Социальная психология школьного класса / Я.Л. Коломинский. - Мн., 2003. - 243 с.

16. Кондратьев М.Ю. Социальная психология в образовании: учебное пособие / М.Ю.Кондратьев. - М., 2008. - 206 с.

17. Левин, К. Эксперименты в социальном пространстве // Левин К. Разрешение социальных конфликтов. - СПб., 2000. - 335 с.

18. Пиаже, Ж. Моральное суждение у ребенка / Ж.Пиаже. - М., 2006. - 480 с.

19. Прихожан, А.М. Социальная психология развития в младшем школьном возрасте / А.М. Прихожан // Социальная психология развития / Под ред. Н.Н.Толстых. - М., 2014. - 386 с.

20. Психология: учебное пособие для начальной школы. III-IV классы / Под ред. И.В.Дубровиной. - М.-Воронеж. 2004. - 224 с.

21. Преподавание психологии в школе. 3-11 классы / Под ред. И.В. Дубровиной. М.-Воронеж, 2007. - 800 с.

22. Салливан, Г.С. Интерперсональная теория в психиатрии / Г.С.Салливан. - М., 1999. - 347 с.

23. Ушинский, К.Д. Избранные труды / К.Д. Ушинский. - Т.2: Русская школа. - М., 2005. - 448 с.

24. Шэффер, Д. Дети и подростки / Д.Шэффер- СПБ., 2003. - 976 с.

25. Asher, S.R., & McDonald, K. L.The behavioral basis of acceptance, rejection, and perceived popularity // The handbook of peer interactions, relationships, and groups)/ Eds.: K.H. Rubin, W. Bukowski, B. Laursen. - N.Y., 2009. P. 232-248.

26. Hoffman, M.L. Empathy and moral development: Implications for caring and justice. - New York, 2000.

27. Parker, J. G., Asher, S. R. Friendship and friendship quality in middle childhood: Links with peer group acceptance and feelings of loneliness and social dissatisfaction // Developmental Psychology, 1993. 29, 611-621.


Просмотров: 73


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)