Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ

Полный текст:

Аннотация

В статье исследуются подходы к определению понятия социализации вообще и позитивной социализации в частности. На основе концепции позитивного развития молодежи, а также понятия социальной ситуации развития предлагается рассматривать социализацию как двунаправленный процесс: освоения индивидом социальных ролей, норм и правил, демонстрации просоциального поведения, с одной стороны, и внутреннего ощущения тем же индивидом психологического благополучия - с другой. В этом случае возможны четыре типа исходов: усвоение просоциального поведения вместе с субъективной удовлетворенностью (позитивная социализация), асоциальное поведение при удовлетворенности субъекта (криминальная социализация), просоциальное поведение вместе с разочарованностью субъекта, потерей смысложизненных ориентиров (нарушенная социализация) и асоциальное поведение при неудовлетворенности субъекта (негативная социализация). Все эти виды могут развиваться в формах направленной и ненаправленной социализации.

Об авторах

Е. Волкова
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

доктор психологических наук, профессор факультета психологии,

Санкт-Петербург



Т. Вереитинова
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

инженер-исследователь факультета психологии,

Санкт-Петербург



И. Волкова
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

инженер-исследователь факультета психологии,

Санкт-Петербург



О. Михалюк
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

старший преподаватель кафедры социальной психологии факультета психологии,

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. М.; Воронеж, 2000.

2. Владимирова Л.В. Политическая социализация учащейся молодежи: автореф. дис. … канд. полит. наук. М., 2001.

3. Денисова Т.Н. Гражданская социализация учащейся молодежи в процессе реформирования российского общества: автореф. дис. … канд. социол. наук. М., 2000.

4. Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб, 1998.

5. Красная М.А. Особенности гражданской социализации молодежи в современном обществе: автореф. дисс. … канд.пихол.наук. М., 2015.

6. Радина Н.К. Гендерная идентичность // Словарь гендерных терминов / под ред. А.А. Денисовой. М., 2002.

7. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1957.

8. Селиванова З.К. Агенты и институты социализации старших подростков в современной России // Сборник статей «Молодежь России: альтернативы выбора духовных и нравственных ценностей». Сер. «Проблемы философии» Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. философии; отв. ред. В.А. Зернов, Г.В. Хлебников; ред.-сост. Д.Г. Шкаев. М., 2012.

9. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1999.

10. Bowers E. P. et al. The five Cs model of positive youth development: A longitudinal analysis of confirmatory factor structure and measurement invariance //Journal of youth and adolescence. 2010. Т. 39, №. 7. С. 720-735.

11. Lerner R. M. et al. Towards a new vision and vocabulary about adolescence: Theoretical, empirical, and applied bases of a “Positive Youth Development” perspective //Child psychology: A handbook of contemporary issues. 2006. С. 445-469.

12. Quintelier E. Engaging adolescents in politics: The longitudinal effect of political socialization agents //Youth & Society. 2013. С. 0044118X13507295.


Просмотров: 128


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)