Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ОПЫТ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ-ЖЕРТВАМИ НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ ТРАВМЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ЖЕРТВ НАСИЛИЯ»)

Полный текст:

Аннотация

В данной статье рассматривается авторский вариант системы оценки эффективности обучения по программе «Когнитивно-поведенческая терапия травмы для детей-жертв насилия», предназначенной для специалистов (психологов, педагогов-психологов), работающих с детьми, подвергшимися насилию и жестокому обращению. Эффективное обучение по данной программе позволит существенно повысить качество оказываемых специалистами услуг по реабилитации детей-жертв насилия и жестокого обращения и их социального окружения. В качестве составляющих системы оценки предложены следующие структурные элементы: прямой замер результатов обучения по объективным критериям, анализ листов оценки навыков участников обучения, оценка изменений профессиональной деятельности участников обучения, оценка нецелевых эффектов тренинга посредством наблюдения динамики тренинговой группы, анализ самоотчетов участников по результатам обучения. Применение такой пятиступенчатой системы оценки позволило продемонстрировать эффективность проведенного на базе НГПУ им. К. Минина в рамках проекта «Комплексная междисциплинарная программа помощи детям, пострадавшим от насилия и жестокого обращения» (2015-2016 гг.) обучения, и, следовательно, использованной обучающей программы. Полученный результат позволяет говорить о целесообразности постдипломного обучения применению когнитивно-поведенческой терапии травмы психологов, педагогов-психологов и психотерапевтов, уже работающих с детьми-жертвами насилия и жесткого обращения. Кроме того, одним из перспективных вариантов, по мнению авторов статьи, является включение данной программы в качестве обязательной в стандарт подготовки бакалавров и магистров по всем специальностям, связанным с защитой прав детства. В заключение статьи ставится вопрос об исследовании возможности применения данной системы оценки для анализа эффективности других обучающих программ, предназначенных для специалистов, работающих по проблеме насилия и жестокого обращения.

Об авторах

М. Фадеева
Нижегородский ресурсный центр «Детство без насилия и жестокости»
Россия


А. Морева
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия


Список литературы

1. Андрющенко А.В. Посттравматическое стрессовое расстройство при ситуациях утраты объекта экстраординарной значимости // Психиатрия и психофармакотерапия. 2000. № 4. С. 104-109.

2. Волкова Е.Н. Насилие и жестокое обращение с детьми: основные направления научных исследований // Вестник Мининского университета. 2013. № 1. С. 2.

3. Волкова Е.Н., Исаева О.М., Варакина Е.В., Фадеева М.В. Помощь детям, пострадавшим от насилия и жестокого обращения. Н.Новгород: ЗАО «Нижегородская радиолаборатория», 2016. 280 с.

4. Волкова Е.Н., Фадеева М.В. Программа работы междисциплинарной команды специалистов государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей в случае психологического насилия. Н.Новгород: ЗАО «Нижегородская радиолаборатория», 2015. 89 с.

5. Гаранян Н.Г. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия посттравматического стрессового расстройства // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 3. С. 46-72.

6. Григорьев Д. Бизнес-тренинг: как это делается. М.: Издательство: «Манн, Иванов и Фербер». 2014. 278 с.

7. Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. СПб.: Речь, 2003. 248 с.

8. Исаева О.М., Припорова Е.А. Управление персоналом: учеб. пособие. Н.Новгород: НИУ РАНХиГС, 2014. 246 с.

9. Копытин А.И. Арт-терапия жертв насилия: учеб. пособие. М: Психотерапия, 2009. 144 с.

10. Лихи Р., Сэмпл Р. Посттравматическое стрессовое расстройства: когнитивно-бихевиоральный подход // Московский психотерапевтический журнал. 2001. № 1. С. 141-156.

11. Малкина-Пых И.Г. Виктимология. Психология поведения жертвы. М.: Эксмо, 2010. 862 с.

12. Насилие и жестокое обращение с детьми: источники, причины, последствия, решения: коллективная монография / под ред. Е.Н. Волковой. СПб.: ООО «Книжный дом», 2011. 384 с.

13. Поливанова К.Н. Современное родительство как предмет исследования // Психологическая наука и образование (электронный журнал). 2015. Том 7. № 3. С. 1-11.

14. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления / под ред. Е.Н. Волковой. СПб: Питер, 2008. 240 с.

15. Пятницкая Е.В. Психология травматического стресса: учеб. пособие. Балашов: Николаев, 2007. 140 с.

16. Руководство по предупреждению насилия над детьми: уч. издание для психологов, детских психиатров, психотерапевтов, студентов педагогических вузов / под ред. Н.К. Асановой. М.: Издательский гуманитарный центр ВЛАДОС, 1997. 512 с.

17. Скитневская Л.В. Этические нормы проведения психологического исследования и вмешательства при работе с детьми и подростками, пострадавшими от насилия и жестокого обращения [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2015. № 1. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/eticheskie-normy-provedeniya-psikhologicheskogo-is/ (дата обращения: 06.03.2016).

18. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб: Питер, 2001. 272 с.

19. Уманский С.В. Тяжелая утрата и горе. Психологические и клинические аспекты [Электронный ресурс]. URL: http://psyfactor.org/lib/psychotherapy5.htm (дата обращения: 06.03.2016).

20. Хажуев И.С. Психокоррекционная работа с лицами, пережившими травматический стресс на основе модели когнитивно-поведенческой психотерапии с учетом этнокультуральных особенностей: монография. Махачкала: АЛЕФ (ИП Овчинников), 2014. 136 с.

21. A.Coher Judith Trauma-focused CBT for children and adolescents / Treatment Applications edited by Judith A.Coher, Anthony P.Mannarino, Esther Deblinger. The Guilford Press New York, London, 2012. 308 p.

22. A. Cohen J., Berliner L., Mannarino А. Trauma focused CBT for children with co-occurring trauma and behavior problems // Child Abuse & Neglect. 2010. V. 34. P. 215-224.

23. Bisson J. Post-traumatic stress disorder [Электронный ресурс] // Occupational medicine. 2007. № 6. P. 399. URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.505.1820&rep=rep1&type=pdf (дата обращения: 06.03.2016).

24. Finkelhor D., Turner Н., Hamby S., Ormrod R. Polyvictimization: Children’s Exposure to Multiple Types of Violence, Crime, and Abuse [Электронный ресурс] // National survey of children’s exposure to violence. October 2011. URL: http://www.juvenilecouncil.gov/materials/2012_09/Polyvictimization_childrens%20exposure%20NCJRS.pdf (дата обращения 26.02.2016).

25. Ishikawa R. Cognitive Behavioural Approaches for Post-Traumatic Stress Disorders. Ann Depress Anxiety [Электронный ресурс] // Ann Depress Anxiety. 2015. V. 2(3). URL: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Faustinpublishinggroup.com%2Fdepression-anxiety%2Ffulltext%2Fdownload.php%3Ffile%3Ddepression-v2-id1048.pdf&name=download.php%3Ffile%3Ddepression-v2-id1048.pdf&lang=en&c=56dbe3b55e08 (дата обращения 06.03.2016).

26. Getz L. Trauma-Focused Cognitive-Behavioral Therapy - Hope for Abused Children [Электронный ресурс] // Social Work Today. 2012. V. 3. P. 22. URL: http://www.socialworktoday.com/archive/051412p22.shtml (дата обращения: 26.02.2016).

27. How to Implement Trauma-Focused Cognitive Behavioral Therapy (TF-CBT). The National Child Traumatic Stress Network [Электронный ресурс]. 68 p. URL: http://www.nctsnet.org/nctsn_assets/pdfs/TF-CBT_Implementation_Manual.pdf (дата обращения: 1.03.2016).

28. Kitchener N., Phillips B., Roberts N., Bisson J. Increasing focused cognitive behavioural therapy for post traumatic stress disorder through a pilot feasibility study of a group clinical supervision model // Behavioral and cognitive psychotherapy. 2007. V. 2. P. 251-254.

29. Polak А., Witteveen А., Visser R., Vulink В., Figee М., Denys D., Olff М. Comparison of the effectiveness of trauma-focused cognitive behavioral therapy and paroxetine treatment in PTSD patients: Design of a randomized controlled trial [Электронный ресурс] // BMC Psychiatry. 2012. URL: http://paperity.org/p/57157607/comparison-of-the-effectiveness-of-trauma-focused-cognitive-behavioral-therapy-and (дата обращения: 1.03.2016).

30. Preventing child maltreatment: a guide to taking action and generating evidence [Электронный ресурс] // World Health Organization and International Society for Prevention of Child Abuse and Neglect. 2006. P. 90. URL: http:// www.who.int/violence_injury_prevention (дата обращения 26.02.2016).

31. Материалы ресурса ISPCAN http://www.ISPCAN.org

32. Материалы ресурса The National Traumatic Stress Network http://www.NCTSNet.org

33. Материалы ресурса http://www.gks.ru

34. Материалы ресурса http://www.ustyantsev.ru

35. Материалы ресурса http://www.ustinow.ru

36. Материалы ресурса https://tfcbt.org


Просмотров: 112


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)