Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ АДАПТИВНОСТИ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА ПРИ ПЕРЕХОДЕ В ОСНОВНУЮ ШКОЛУ

Полный текст:

Аннотация

В статье рассмотрены методологические различия подходов к понятиям: потенциал личности, психологический потенциал, адаптационный потенциал личности, адаптированность, адаптивность. Установлена взаимосвязь и даны определения рассмотренных нами понятий. Изучая структуру потенциала личности, мы показываем, что в большинстве работ выделяются и описываются разные критерии (показатели, комплексы) рассматриваемого нами явления от старших подростков до взрослых. Цель работы - выявление различных характеристик проявления потенциала личности или адаптивности как индивидуально-психического свойства человека, обусловливающего границы его адаптационных возможностей, у детей, имеющих задержку психического развития (ЗПР), в сравнении с детьми, имеющими нормальное психовозрастное развитие (НПР). Гипотеза заключается в том, что в процессе адаптации к новым условиям деятельности на этапе перехода в основную школу у детей предподросткового возраста фиксируются особенности адаптивности по изучаемым ее компонентам: индивидуально-психическому, социально-личностному, субъектно-деятельностному, которые обусловлены формой дизонтогенеза. В эксперименте принимали участие дети 10-12 лет указанных категорий, обучающиеся в общеобразовательных школах. Выявлен ряд психологических показателей учащихся с ЗПР и НПР, которые являются диагностически ценными для успешности вхождения этих детей в ситуацию нового этапа учебной деятельности (на II ступени обучения). Представлен анализ процесса развития адаптационных механизмов у младших подростков с ЗПР и НПР. Выделены диагностические показатели, методы изучения показателей и психологические характеристики компонентов психической адаптивности младшего подростка с ЗПР и НПР при переходе из начальной в основную школу. Авторы предлагают специально разработанный и апробированный психолого-диагностический комплекс, который позволил нам изучить особенности адаптивности учащихся 10-12 лет с ЗПР и НПР. Определены и описаны варианты адаптивности, проявляющиеся у школьников 10-12 лет с задержкой и нормой психического развития (активно-адаптивный, ситуативно-адаптивный, пассивно-адаптивный, условно-адаптивный).

Об авторах

Н. Куимова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия

кандидат психологических наук, доцент кафедры классической и практической психологии, 

Нижний Новгород



В. Кручинин
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет
Россия

Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии, 

Нижний Новгород



И. Иванова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия

доцент кафедры классической и практической психологии, 

Нижний Новгород



Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. II. М, 1980.

2. Величко С.В. Роль личностного потенциала в процессах социальной реадаптации // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. 2004. №1 (17). С. 126-130.

3. Выготский Л.С. Конкретная психология человека // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1986. №1. С. 52-65.

4. Зараковский Г.М., Степанова Г.Б. Психологический потенциал индивида и популяции // Человек. 1998. №3. С. 50-60.

5. Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972.

6. Келле В.Ж. Человеческий потенциал и человеческая деятельность // Человек. 1997. №6. С. 5-14.

7. Куимова Н.Н. Адаптивность младших подростков с задержкой психического развития на второй ступени обучения общеобразовательной школы. LAP Lambert Academic Publishing. 2014.

8. Куимова Н.Н. Особенности развития социально-личностных и субъектно-деятельностных компонентов адаптивности у учащихся 10-12 лет с задержкой психического развития посредством компьютерных технологий // Разработка новых и адаптация существующих методов, механизмов и инструментов развития в экономике, управлении проектами, педагогике, праве, истории, культурологии, языкознании, природопользовании, растениеводстве, биологии, зоологии, химии, политологии, психологии, медицине, филологии, философии, социологии, математике, технике, физике, информатике, градостроительстве: сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург. Изд-во: КУЛЬТ-ИНФОРМ-ПРЕСС, 2014. С. 78-82.

9. Леонтьев Д.А. Личностный потенциал. Структура и диагностика. М: Смысл, 2013.

10. Маклаков А.Г. Человек в экстремальных условиях и личностный адаптационный потенциал // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. С. 16-24.

11. Марков В.Н., Синягин Ю.В. Потенциал личности // Мир психологии. 2000. № 1. С. 31-40.

12. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996.

13. Ростовцева М.В., Машанов А.А. Основные подходы к исследованию адаптивности личности // ВестникКрасГАУ. 2012. №7. С. 161-169.

14. Розов В.И., Карпухина А.М. Экспресс-оценка адаптивности подростков в экстремальных условиях. Киев, 1993. 18с.

15. Фролова И.Т. Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода. М.: УРСС, 1999.

16. Юдин Б.Г. Человеческий потенциал России: интеллектуальное, социальное, культурное измерения. М.: Институт человека РАН, 2002.

17. Aubert H Physiologie der Netzhaut. Breslau, 1865.

18. Hartmann H., Ego psychology and the Problem of adaptation. N-Y. 1958.

19. Gross M. & Wilson W. Minimal brain disfunctions. N.Y.: Brunner Mazzel, Publishers. 1974.

20. Lipsitz J.S. Growing up forgotten: A review of research and programs concerning early adolescence. Toronto. Lexington Books. 1977.

21. Philips L. Human adaptation and his faitures. New York, London. Academic Press. 1968.

22. Rogers C.A. Theory of Therapy, Personality and Interpersonal Relationships, alls Developed in the Clientcentered Framework. Theories of Personality/ Ed. Lindzley C.Hall New York: John Wiley and Sons. 1965. pp.469-471.

23. Shipitsina L. De ontwikkeling van het special orderwijs in reguliere scholen in Rusland. Weer Samen Near school in Amsterdam en St.Petersburg. 1998. pp.24-26.

24. Tucker I. Adjustment Models and Macbanisms. New York. Acad.Press, 1970.

25. Zazzo R. Une recherché d lquine sur la debility mentale Enfanse. 1960. № 4-5. pp. 335-364.


Просмотров: 121


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)