Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Полный текст:

Аннотация

В условиях переоценки, трансформации устоявшихся ценностей как никогда важным является акцентирование внимания педагогического вуза на подготовке учителя. «Идеологический вакуум», образовавшийся в нашей стране после отказа от ценностей и идеалов советской эпохи, наполнился отнюдь не позитивным содержанием, что самым негативным образом отразилось на становлении личности будущего педагога. Результаты исследования позволяют констатировать пониженные уровни смысложизненных ориентаций и общего показателя осмысленности жизни у первокурсников - будущих педагогов по сравнению со средненормативными показателями. В структуре ценностных ориентаций будущих педагогов происходит вытеснение общественно значимых ценностей ориентирами индивидуалистического порядка. Ценности, профессиональной самореализации и социальные ценности относятся к ценностям ниже среднего и низшего статуса. Исследование волевого компонента мировоззрения будущих педагогов свидетельствует о снижении социальной активности молодежи, слабо выраженной волевой готовности к действию в соответствии с общественными ценностями. Полученные результаты дают четкое представление о наличии проблемы профессиональной идентификации студентов-первокурсников, несформированности ценностно-смыслового отношения к педагогической профессии.

Об авторах

Т. Князева
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия

доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой классической и практической психологии, 

Нижний Новгород



А. Масалимова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

доктор педагогических наук, доцент, руководитель Научно- образовательного центра педагогических исследований,

Казань



М. Батюта
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия

кандидат психологических наук, доцент,

Нижний Новгород



Список литературы

1. Батюта М.Б., Сорокина Т.М. Содержание и психологическая структура профессионально-педагогического мировоззрения [Электронный ресурс] //Современные проблемы науки и образования. 2015. №1. URL: http://www.science-education.ru/121-18185 (дата обращения: 17.03.2016).

2. Бочарова Е.Е. Соотношение эмоциональных и когнитивных компонентов субъективного благополучия в разных условиях социализации // Проблемы социальной психологии личности / под ред. Р.Б. Шамионова. - Саратов: СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2008. С.41-48.

3. Галюк А.Д. Мировоззрение как фактор формирования ориентации на жизненный успех // Сб. Материалов Всерос. науч. конф. «Мировоззрение и культура», посвящ. 75-летию Заслуж. деятеля науки РФ, д-ра филос. наук, проф. И.Я.Лойфмана (Екатеринбург, 17-18 декабря 2002 г.) / под общ. ред. проф. Е.Г.Трубиной. Екатеринбург: Издательство «Банк культурной информации». 2002. С. 255-258.

4. Добрынин В.И., Кухтевич Т.Н., Туманов С.В. Молодёжь России: три жизненные ситуации. М.: ИНИОНРАН. 1998. С. 32-41.

5. Ермолаева С.Г., Дубровская Е.А Мировоззрение и ценности современного студенчества // Сб. Материалов Всерос. науч. конф. «Мировоззрение и культура», посвящ. 75-летию Заслуж. деятеля науки РФ, д-ра филос. наук, проф. И.Я. Лойфмана (Екатеринбург, 17-18 декабря 2002 г.) / под общ. ред. проф. Е.Г. Трубиной. Екатеринбург: Издательство «Банк культурной информации». 2002. C. 265-268.

6. Зверков А.Г. Диагностика волевого самоконтроля (опросник ВСК) // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М.: Изд-во МГУ. 1990. С.116-126

7. Казарина-Волшебная Е.К., Комиссарова И.Г., Турченко В.Н. Парадоксы трансформации ценностных ориентаций российской молодежи // Социологические исследования. 2012. №6. С.121-126.

8. Князева Т.Н., Семенова Л.Э Профессиональная подготовка практического психолога: проблемы и варианты решения // Наука и Мир. 2014. Т. 3, № 5 (9). С. 92-95.

9. Котикова О.П. Формирование ценностных ориентаций будущих педагогов // Инновационные образовательные технологии. 2011. №2. С.39-43.

10. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. Москва. 2000.

11. Маркова С.М., Горлова В.Г. Модель профессионально-педагогического образования педагога профессионального обучения [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2014. №1. URL: http://www.mininuniver.ru (дата обращения: 19.05.2015)

12. Николаева Т.П., Бичева И.Б. Устойчивое личностно-профессиональное развитие студентов в вузе [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2015. №1. URL: http://www.mininuniver.ru (дата обращения: 27.04.2015)

13. Новиченко О.В. Ценностные ориентации современной Российской молодежи [Электронный ресурс] // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». 2013. № 03-04. URL: http://www.nauteh-journal.ru/index.php/--gn-13-03/794-a

14. Пейсахов Н.М., Шевцов М.Н. Практическая психология: учебное пособие. Казань: Изд. Казанского университета, 1991. 176 с.

15. Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // Социологические исследования. 2008. №2. С. 83-90.

16. Психологические исследования развития личности: возрастной, гендерный и профессиональный аспект / под ред. Т.Н. Князевой. Н.Новгород: НГПУ им. К.Минина, 2014. 181 с.

17. Семенов В.Е. Ценностные ориентации и проблемы воспитания современной молодежи // Социологические исследования. 2007. №4. С. 37- 43.

18. Фанталова Е.Б. Методика “Уровень соотношения “ценности” и “доступности” в различных жизненных сферах // Журнал практического психолога. 1996. № 2. С. 32-37.

19. Харченко С.Я. Соціалізація дітей та молоді в процесі соціально-педагогічної діяльності: теорія та практика: монографія. Луганськ: Альма-матер, 2006. 320 с.

20. Заверико Н.В. Соціально-педагогічна реабілітація дезадаптованих підлітків // Соціальні технології. 2005. Вип. 26. С.151-157.

21. Knyazeva T.N., Powszechna F.V., Batuta M.B., Lebedevа O.V., Sidorinа E.V. the Structure of the worldview of future teachers as a reflection of the transformation of social values // international review of "Management and marketing". 2015. Vol. 4, No. 5. C. 259-264.

22. Markova S.M., Sedhyh E.P., Tsyplakova S.A. Upcoming trends of educational systems development in present-day conditions // Life Science Journal 2014; 11(11s): 489-493. (ISSN:10978135) http://www.lifesciencesite.com/lsj/life1111s/11126041life1111s14_489_493.pdf

23. Sheldon K.M., Kasser T. Coherence and Congruence Two aspects of Personality Integration // Personal and Social Psycology. 1995.


Просмотров: 134


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)