Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ СТУДЕНТА - БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация

В статье дается анализ понятия «психическая саморегуляция» с учетом неоднозначности трактовки данного явления в психологической науке и практике, а также представлена разработанная авторами программа психологического тренинга, направленная на развитие навыков саморегуляции у студентов-первокурсников педагогического вуза в ситуациях чрезвычайных эмоционально-личностных нагрузок. В настоящей статье мы хотели показать значительные с точки зрения психолого-педагогического воздействия возможности тренинговой работы в плане развития саморегуляции поведения и деятельности как одного из сложнейших феноменов психической жизни человека. Данный психологический тренинг апробирован в практической работе со студентами различных направлений подготовки педагогического вуза и показал свою результативность в осознании будущими педагогами значимости развития в себе устойчивости к стрессовым ситуациям в аспекте формирования навыков саморегуляции в ситуациях, сложных с точки зрения волевой регуляции собственного поведения и деятельности.

Об авторах

О. Лебедева
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия

кандидат психологических наук, доцент кафедры классической и практической психологии,

Нижний Новгород



Ф. Повшедная
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия

доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и социальной педагогики, 

Нижний Новгород



Н. Карабущенко
Российский университет дружбы народов
Россия

доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии и педагогики филологического факультета, 

Москва



Список литературы

1. Бондаревская Е.В. Культурно-образовательное пространство вуза как среда профессионально-личностного саморазвития студентов: монография. Ростов н/Д: Булат, 2010.

2. Гапонова С.А. Функциональные психические состояния студентов в образовательном пространстве высшей школы: монография. Н. Новгород: НГПУ, 2004. 198 с.

3. Грецов А.Г., Бедарева Т.А. Психологические игры для старшеклассников и студентов. СПб.: Питер, 2008. 190 с.

4. Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б., Мазур Е. Саморегуляция поведения в норме и патологии // Психологический журнал. 1989 март-апрель. Т. 10. №2. С. 121-133.

5. Кацеро А.А., Кобзарь А.В. Подходы к трактовке саморегуляции в психологии // Психологические науки: теория и практика: материалы II Mеждународной научной конференции (г. Москва, март 2014 г.). М.: Буки-Веди, 2014. 80 с. С. 10-12.

6. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб.: Речь, 2001. 160 с.

7. Лебедева О.В. Научно-практические основы учебного курса «Психологическое здоровье будущего педагога» // Педагогика и психология образования. Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология». 2015. №4. С. 57-65.

8. Лебедева О.В. Психологическое здоровье будущего учителя как необходимое условие профессиональной компетенции: монография. Н. Новгород: НГПУ, 2012. 109 с.

9. Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека / Ин-т психологии РАН; Психологический ин-т РАО. М.: Наука, 2010. 519 с.

10. Мясникова И.Г. Эмоциональное развитие школьников: учебно-методическое пособие / под ред. В.В. Рыжова. М.: Изд-во Русско-американского института, 2009. 60 с.

11. Повшедная Ф.В., Лебедева О.В. Инновационная и рефлексивная направленность педагогической деятельности учителя // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы: монография / под общ. ред. Н.Б. Карабущенко, Н.Л. Сунгуровой. М: РУДН, 2015. С. 401-415.

12. Повшедная Ф.В., Лебедева О.В. Особенности восприятия феномена «психологическое здоровье» студентами педагогического вуза [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2015. №1(9). С. 45-52. Режим доступа: http://mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik

13. Повшедная Ф.В., Лебедева О.В. Профессиональная культура и профессиональная компетентность будущего учителя // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2015. №2 (34). С. 148-156.

14. Практическая психология образования: учебник для студентов высших и средних учебных заведений / под ред. И.В. Дубровиной. М.: ТЦ «Сфера», 2000. 528 с.

15. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1982. 125 с.

16. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. М.: АСТ, Харвест, 1998. 975 с.

17. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция / В.А. Ядов, В.С. Магун, П.В. Борзикова, В.В. Водзинская, Н. Каюрова, Г.И. Саганенко, В.Н. Узунова, А.А. Семенов; / под ред. В.А. Ядова. Л.: Наука, 1979.- 264 с.


Рецензия

Просмотров: 672


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)