Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ С ПОЗИЦИИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

Полный текст:

Аннотация

В статье анализируется феномен эмоциональной зрелости с позиции различных философско-психологических подходов (психоаналитического, экзистенциального, гуманистического, когнитивно-эмоционального, культурно-исторического). Приводится авторское определение и критерии системного изучения эмоциональной зрелости. Описаны результаты проведенного исследования в период 2009-2015 гг. на выборке преподавателей различных вузов (объем 477 человек) некоторых показателей эмоциональной зрелости: ситуативной и личностной тревожности, профилей дифференциальных эмоций в стрессовых ситуациях, эмоциональных отношений в профессиональной деятельности, мотивов базовых эмоций: интереса, радости, гнева, стыда. Полученные результаты свидетельствуют о трудностях эмоционального развития педагогов, препятствующих достижению зрелости: динамике роста в последние годы закрытых неосознаваемых форм тревожности, дефиците положительных эмоций и чрезмерной интенсивности негативных и тревожно-депрессивных эмоций в стрессовых ситуациях у преподавателей с низким и высоким уровнем тревожности, дефицитарной мотивации, проявляющейся в различных эмоциональных переживаниях.

Об авторах

Л. Тарабакина
Московский педагогический государственный университет
Россия

доктор психологических наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии, 

Москва



Т. Шабанова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия

кандидат психологических наук, доцент кафедры классической и практической психологии,

Нижний Новгород



Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.

2. Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. труды. М.: Педагогика, 1983. 272 с.

3. Бьюдженталь Д. Искусство психотерапевта. СПб.: Питер, 2001. 304 с.

4. Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Собр. Соч. М.: Педагогика, 1984. Т.6. С.90-318.

5. Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя // Вопросы психологии. 1975. №1. С. 25-37.

6. Гуцу Е.Г., Кочетова Е.В., Иванова И.В. Современные методы реализации компетентностного подхода в системе профессиональной вузовской подготовки педагогов [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2014. №4. URL: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/4-8-2014 (дата обращения 17.06.2015)

7. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. 271 с.

8. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2002. 464 с.

9. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М.: Тривола, 1995. 64 с.

10. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Изд. ЛГУ, 1967. 184 с.

11. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. 342 с.

12. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. Л.: Медицина, 1970.С. 34-59.

13. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964.

14. Леонтьев Д.А. Экзистенциальная тревога и как с ней бороться // Московский психотерапевтический журнал. 2003. №2. С.107-119.

15. Маслоу А. Психология бытия. - М.: Рефл-бук-Ваклер, 1997. 300 с.

16. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2001. 192 с.

17. Мильруд Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя // Вопросы психологии. 1987. №6. С.47-55.

18. Мэй Р. Смысл тревоги. М., 2001. 235 с.

19. Лэйнг Р.Д. Расколотое «Я». СПб.: Белый кролик, 1995. 352 с.

20. Прихожан А.М. Тревожность детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. 304 с.

21. Прохоров А.О., Валлиулина М.Е., Габдреева Г.Ш., Гарифуллина М.М., Менделевич В.Д. Психология состояний: учебное пособие / под ред. А.О. Прохорова. М.: Изд-во «Когнито-Центр», 2011. 624 с.

22. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Издательство «Питер», 2000. 416 с.

23. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979. 392 с.

24. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. 480 с.

25. Рубинштейн С.Л. Эмоции // Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2009. С.551-586.

26. Сартр Ж.-П. Очерк теории эмоций //Психология эмоций. Тексты / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд. Моск. ун-та, 1993. С.126-145.

27. Субботин С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристика метаиндивидуальности учителя: дисс. … канд. психол. наук. М., 1992.

28. Тарабакина Л.В. Изучение системы эмоциональных отношений учителей в профессиональной деятельности // Эмоциональный мир подростка. М.: Прометей, 2006. 168 с.

29. Тиллих П. Мужество быть // Психотерапевтический журнал. 1994. №7. С. 27-39.

30. Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л. Педагогическая психология: учебное пособие. Саратов, 2014. 320 с.

31. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 366 с.

32. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Изд. «АСТ», 2000. 448 с.

33. Шабанова Т.Л. Тревожность педагога и способы ее регуляции: монография. Федеральное агенство по образованию, ГОУ ВПО «Волжский гос. инженерно-пед. ун-т». Н.Новгород, 2009. 196 с.

34. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. 320 с.

35. Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход. СПб.: Изд-во Сова; М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. 272 с.

36. Adler A. (1956) The individual psychology of Alfred Adler: A systematic presentation of selections from his writing. H.L.&R.R. Ansbacher (Eds.). New York: Basic Books.

37. Allport G.W. (1968) The person in psychology: Selected essays. Boston: Beacon Press

38. Atkinson J.W., Litwin G.H. Achiement motive and test anxiety. Concieved as motive to approach success and motive to avoid failure.// J. of abnormal and soc. psychol. 1960, V. 60, N.1.

39. Beck, A. T. (1976). Cognitive therapy and the emotional disorders. New York: International Universities Press.

40. Bowlby J. Separation, anxiety and anger: Attacbment and loss, vol 2. London, 1975.

41. Dunham J. Stress in teaching. London, Sydney, Croon Helm, New York. 1984.

42. Horney. K Our inner conflicts. A constructive theory on neurosis. N.Y., 1965. Schutz W. Joy: Expanding human awareness. New York, Grove Press, 1967.

43. Spielberger Ch. D. (ed.) Anxiety: Current trend in theory and research. N.Y-L., Academic Press, 1972. 237 p.

44. Taylor. J.A. Theory and manifest anxiety. // Psychol. Bull., 1956. V. 53. N.4.

45. Winnicott D.W. The maturarational processes and the facilitating enviroment. L., 1965.


Просмотров: 119


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)