ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭГОЦЕНТРИЗМА В ПРОЦЕССЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
Ключевые слова
Об авторах
Л. Э. СеменоваРоссия
доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры классической и практической психологии,
Нижний Новгород
М. Сачкова
Россия
доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры теоретических основ социальной психологии,
Москва
А. В. Чевачина
Россия
кандидат психологических наук, доцент кафедры классической и практической психологии,
Нижний Новгород
Список литературы
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. 416 с.
2. Андреева А.Д. Особенности психологического развития дошкольников в современных цивилизационных условиях [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2013. №2. URL: http://www.mininuniver.ru/mediafiles/u/files/Nauch_deyat/Vestnik/2013-06%202/Andreeva.pdf
3. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Смысл: Эксмо, 2004. 464 с.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. 479 с.
5. Запорожец, А.В. Психическое развитие ребенка // Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2-х тт. Том 1. М.: Педагогика, 1986. 320 с.
6. Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире. М.: Время, 2009. 496 с.
7. Лоскутова И.М. Образовательное пространство в обществе риска (на примере средней общей школы современной России): автореф. дис. … д-ра соц. наук. М., 2014. 39 с.
8. Пашукова, Т.И. Исследование эгоцентризма с помощью эгоцентрического ассоциативного теста // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1991. №2. С. 45-48.
9. Пашукова Т.И. Эгоцентризм: феноменология, закономерности формирования и коррекции. Кировоград: Центрально-Украинское издательство, 2001. 338 с.
10. Пашукова, Т.И. Эгоцентризм, основные психологические характеристики, закономерности и механизмы формирования и коррекции: дис.. д-ра психол. наук. Киев, 2002. 508 c.
11. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Римис, 2008. 448 с.
12. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М.: Педагогика, 1988. 232 с.
13. Семенова Л.Э. Гендерный анализ стратегии и тактики притязаний у детей старшего дошкольного возраста // Вопросы психологии. 2002. №6. С. 23-31.
14. Семенова Л.Э. Гендерные архетипы детской литературы // Человек. 2006. №1. С. 89-99.
15. Семенова Л.Э. Проявления гендерной субъектности в контексте личностного становления детей с нормальным и проблемным психическим развитием: монография. Н.Новгород: НГПУ, 2009. 121 с.
16. Семенова Л.Э. Становление ребенка как гендерного субъекта в процессе личностного развития в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте в условиях онто- и дизонтогенеза: автореф. дис. … д-ра психол. наук. Н.Новгород, 2010. 48 с.
17. Семенова Л.Э., Семенова В.Э. «Что такое хорошо и что такое плохо»: гендерное измерение версии современных дошкольников // Психолог в детском саду. 2012. №1. С. 25-41.
18. Семенова Л.Э. Особенности развития гендерной субъектности в детском возрасте: монография. Саратов: Вузовское образование, 2014. 125 c.
19. Славская, Н.А. Соотношение эгоцентризма и альтруизма личности: интерпретации / Н.А.Славская // Психологический журнал. 1999. №6. С. 13-23.
20. Смирнова, Е.О. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений // Дошкольное воспитание. 2003. №9. С. 68-74.
21. Смирнова Е.О. Детская психология. М.: ВЛАДОС, 2006. 366 с.
22. Субботский Е.В. Исследование проблемы взаимопомощи и альтруизма в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1977. №1. С. 164-174.
23. Шукчус Л.В. Особенности личных отношений между мальчиками и девочками в младшем школьном возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2002. 22 с.
24. Якобсон С.Г. Проблемы этического развития ребенка // Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия. СПб.: Питер, 2001. С. 122-126.
25. Davidson J.I. Emergent literacy and dramatic play in early education. New York: Del-mar, 1996.
26. Hughes F.P. Children, play and development. Boston: Allyn & Bacon, 1991.
27. Repacholi B., Repacholi B., Slaughter V., Pritchard M., Gibbs V. Theory of mind, Machiavellianism, and social functioning in childhood // Macquarie monographs in cognitive science. - New York: Del-mar, 2003.
28. Rothbart M.K., Ahadi S.A., Hershey K.L. Temperament and social behavior in childhood // Merrill-Palmer Quarterly. 1994. Vol. 36. Р. 179-192.
29. Serbin LA., Powlishta K.K., Gulko J. The development of sex typing in middle childhood // Monographs of the Society for Research in Child Development. 1993. Vol. 58. Р. 1-74.
30. Smedslund J. Piagetian Psychology in practice // British Journal of Educational Psychology. 1978. Vol. 47. Part. 1. Р. 3-9.
31. Stoddart T., Turiel E. Children`s concepts of cross-gender activities // Child Development. 1985. Vol. 56. P. 1241-1252.
32. Watson A.C. Social interaction skills and theory of mind in young children // Developmental psychology. 1999. Vol. 35. №2. P. 386-393.