Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭГОЦЕНТРИЗМА В ПРОЦЕССЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Полный текст:

Аннотация

Данная статья посвящена одному из мало изученных в современной отечественной психологии аспектов проблемы социального развития личности детей дошкольного возраста - специфике взаимосвязи проявления эгоцентризма и межличностных отношений со сверстниками в гендерном измерении. В статье кратко излагаются некоторые из существующих подходов к рассмотрению феномена детского эгоцентризма, а также представлены результаты эмпирического исследования, иллюстрирующие гендерные особенности проявления эгоцентризма у старших дошкольников и характера соотношения уровня эгоцентризма и социометрического статуса девочек и мальчиков 6-7 лет. Выявлен факт более гармоничного развития к концу дошкольного детства процессов центрации и децентрации у девочек и преобладания центрированности на себе у мальчиков. Получены данные, свидетельствующие о меньшей склонности к гендерной сегрегации девочек-дошкольниц. Установлено, что социометрический статус дошкольников в группе сверстников является связанным с уровнем их эгоцентризма, а именно: низкий и высокий уровень эгоцентризма соответствуют низкому социометрическому статусу, тогда как высокий социометрический статус ребенка в основном наблюдается при среднем уровне эгоцентризма, для которого характерен более гармоничный баланс центрации - децентрации.

Об авторах

Л. Э. Семенова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия

доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры классической и практической психологии,

Нижний Новгород



М. Сачкова
Московский государственный психолого-педагогический университет
Россия

доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры теоретических основ социальной психологии,

Москва



А. В. Чевачина
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия

кандидат психологических наук, доцент кафедры классической и практической психологии,

Нижний Новгород



Список литературы

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. 416 с.

2. Андреева А.Д. Особенности психологического развития дошкольников в современных цивилизационных условиях [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2013. №2. URL: http://www.mininuniver.ru/mediafiles/u/files/Nauch_deyat/Vestnik/2013-06%202/Andreeva.pdf

3. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Смысл: Эксмо, 2004. 464 с.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. 479 с.

5. Запорожец, А.В. Психическое развитие ребенка // Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2-х тт. Том 1. М.: Педагогика, 1986. 320 с.

6. Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире. М.: Время, 2009. 496 с.

7. Лоскутова И.М. Образовательное пространство в обществе риска (на примере средней общей школы современной России): автореф. дис. … д-ра соц. наук. М., 2014. 39 с.

8. Пашукова, Т.И. Исследование эгоцентризма с помощью эгоцентрического ассоциативного теста // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1991. №2. С. 45-48.

9. Пашукова Т.И. Эгоцентризм: феноменология, закономерности формирования и коррекции. Кировоград: Центрально-Украинское издательство, 2001. 338 с.

10. Пашукова, Т.И. Эгоцентризм, основные психологические характеристики, закономерности и механизмы формирования и коррекции: дис.. д-ра психол. наук. Киев, 2002. 508 c.

11. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Римис, 2008. 448 с.

12. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М.: Педагогика, 1988. 232 с.

13. Семенова Л.Э. Гендерный анализ стратегии и тактики притязаний у детей старшего дошкольного возраста // Вопросы психологии. 2002. №6. С. 23-31.

14. Семенова Л.Э. Гендерные архетипы детской литературы // Человек. 2006. №1. С. 89-99.

15. Семенова Л.Э. Проявления гендерной субъектности в контексте личностного становления детей с нормальным и проблемным психическим развитием: монография. Н.Новгород: НГПУ, 2009. 121 с.

16. Семенова Л.Э. Становление ребенка как гендерного субъекта в процессе личностного развития в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте в условиях онто- и дизонтогенеза: автореф. дис. … д-ра психол. наук. Н.Новгород, 2010. 48 с.

17. Семенова Л.Э., Семенова В.Э. «Что такое хорошо и что такое плохо»: гендерное измерение версии современных дошкольников // Психолог в детском саду. 2012. №1. С. 25-41.

18. Семенова Л.Э. Особенности развития гендерной субъектности в детском возрасте: монография. Саратов: Вузовское образование, 2014. 125 c.

19. Славская, Н.А. Соотношение эгоцентризма и альтруизма личности: интерпретации / Н.А.Славская // Психологический журнал. 1999. №6. С. 13-23.

20. Смирнова, Е.О. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений // Дошкольное воспитание. 2003. №9. С. 68-74.

21. Смирнова Е.О. Детская психология. М.: ВЛАДОС, 2006. 366 с.

22. Субботский Е.В. Исследование проблемы взаимопомощи и альтруизма в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1977. №1. С. 164-174.

23. Шукчус Л.В. Особенности личных отношений между мальчиками и девочками в младшем школьном возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2002. 22 с.

24. Якобсон С.Г. Проблемы этического развития ребенка // Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия. СПб.: Питер, 2001. С. 122-126.

25. Davidson J.I. Emergent literacy and dramatic play in early education. New York: Del-mar, 1996.

26. Hughes F.P. Children, play and development. Boston: Allyn & Bacon, 1991.

27. Repacholi B., Repacholi B., Slaughter V., Pritchard M., Gibbs V. Theory of mind, Machiavellianism, and social functioning in childhood // Macquarie monographs in cognitive science. - New York: Del-mar, 2003.

28. Rothbart M.K., Ahadi S.A., Hershey K.L. Temperament and social behavior in childhood // Merrill-Palmer Quarterly. 1994. Vol. 36. Р. 179-192.

29. Serbin LA., Powlishta K.K., Gulko J. The development of sex typing in middle childhood // Monographs of the Society for Research in Child Development. 1993. Vol. 58. Р. 1-74.

30. Smedslund J. Piagetian Psychology in practice // British Journal of Educational Psychology. 1978. Vol. 47. Part. 1. Р. 3-9.

31. Stoddart T., Turiel E. Children`s concepts of cross-gender activities // Child Development. 1985. Vol. 56. P. 1241-1252.

32. Watson A.C. Social interaction skills and theory of mind in young children // Developmental psychology. 1999. Vol. 35. №2. P. 386-393.


Просмотров: 139


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)