Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ПРИВЯЗАННОСТЬ К МАТЕРИ КАК ФАКТОР Я-КОНЦЕПЦИИ ПОДРОСТКА

Полный текст:

Аннотация

В статье анализируются исследовательские подходы к пониманию привязанности в детско-родительских отношениях в онтогенезе, раскрываются факторы и механизмы ее влияния на становление самосознания и Я-концепции ребенка и подростка. Авторы приводят данные собственного эмпирического исследования Я-концепции подростка в зависимости от типа его привязанности к матери. Теоретический анализ исследований по данной проблеме позволил авторам использовать критерии типа привязанности подростка к матери на основе использования шкал опросника «Подростки о родителях». Эмпирические данные, полученные авторами по трем компонентам Я-концепции, показывают, что наименьшей по объему является группа надежно привязанных подростков, в которую вошли 18% испытуемых. Анализ гендерного аспекта привязанности подростков к матери показал, что в подгруппе мальчиков преобладают контрзависимые подростки, в подгруппе девочек - созависимые подростки. Анализ эмпирического исследования Я-концепции подростков с различными типами привязанности к матери позволил авторам выявить ее качественные особенности, степень ее гармоничности, целостности, детализированности, непротиворечивости.

Об авторах

О. Суворова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия

доктор психологических наук, профессор,профессор кафедры классической и практической психологии, 

Нижний Новгород



И. Черемисова
Волгоградский государственный университет
Россия

доктор психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии,

Волгоград



Е. Мамонова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия

кандидат психологических наук, доцент, 

Нижний Новгород



Список литературы

1. Алмазова О.В. Привязанность к матери как фактор взаимоотношений взрослых сиблингов: Дисс. … канд. психол. наук. М., 2015. 265 с.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: пер. с англ. М.: "Прогресс", 1986.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 378 с.

4. Боулби Дж. Привязанность: пер. с англ. М.: Гардарики, 2003. 477 с.

5. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей: пер. с англ. М.: Академический проект, 2004. 232 с.

6. Бурменская Г.В., Борисова И.А., Пупырева Е.В. Привязанность ребенка к матери и особенности его самооценки // Психологические проблемы современной российской семьи: Мат-лы Всерос. науч. конференции (Москва, 14-16 октября 2003 г.). Ч. 1. М., 2003. С. 202-207.

7. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: автореф. дис. … канд. псих. наук. М., 1986.

8. Васильева Е.Н., Суворова О.В. Эмоциональное и социальное развитие старшего дошкольника в зависимости от материнского принятия // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2004. №1. С. 13-26.

9. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. Учеб. пособие. СПб.: «Речь», 2004.

10. Гоголева, А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. 2-е изд., стер. М: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. 240 с.

11. Истpaтова O.H., Koшель А.И., Куповых Ж.Г. Психологическая зависимость в детско-родительских отношениях: подростковый возраст: монография / под ред. О.Н. Истратовой. Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2015. 160 с.

12. Кон И.С. Открытие «Я». М., Политиздат, 1978. 130 с.

13. Куповых Ж.Г., Истратова О.Н. «Образ Я» подростков, психологически зависимых от родителей // Известия ЮФУ. Технические науки. 2006. №11 (66). С. 233-237.

14. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. М.: Смысл, 2003. 487 с.

15. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009.

16. Макушина О.П. Психологическая зависимость подростков от родителей: автореф. дисс.. канд. психол. наук. М. 2001. 23 с.

17. Макушина О.П. Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2002. №5. С. 135-143.

18. Матушевская М.В. Теория привязанности: история и современное состояние исследований // Перинатальная психология и психология родительства. 2005. №2. С. 40-79.

19. Менегети А. Психосоматика / пер. с итальянского ННБФ «Онтопсихология». - М.: ННБФ «Онтопсихология», 2005. 360 с.

20. Мымрикова А.И., Истратова О.Н. Психологическая зависимость от родителей в старшем подростковом возрасте, причины и следствия ее возникновения // Известия ЮФУ. Технические науки. 2010. №10 (111). С. 209-214.

21. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. 108 с.

22. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. М.: Знание, 1990. 80 с.

23. Роджерс К. Клиент-центрированная терапия. М.: Ваклер,1997. 320с.

24. Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопросы психологии. 1995. №3. С. 139-151.

25. Собиева Г.А., Формирование самосознания и самооценки у советских школьников: дисс. … канд. псих. наук. М., 1953.

26. Суворова О.В. Влияние семейной среды на развитие детской субъектности [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2014. №3 (7). URL: http://www.vestnik.mininuniver.ru

27. Суворова О.В., Мамонова, Е.Б. Образ я подростков в зависимости от типа близости с матерью [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2016. №2. http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24219

28. Суворова О.В., Никулина Л.А. Особенности влияния материнского отношения на проявления агрессивности в подростковом возрасте // Мир науки, культуры, образования. 2015. №2 (51). С.313-315.

29. Суворова О.В., Сорокоумова С.Н., Споткай Л.А. Психолого-педагогические условия развития субъектности личности подростка // Приволжский научный журнал. 2015. №2 (34). С. 281-286.

30. Уайнхолд Б.К., Уайнхолд Дж.Б. Бегство от близости. Избавление ваших отношений от контрзависимости - другой стороны созависимости. СПб.: ИГ «Весь», 2011.

31. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1988. №6. С. 31-40.

32. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Теории личности и личностный рост / пер. Будагова Е., Васильева М. и др. М.: Прайм-Еврознак, 2004.

33. Хаймовская Н.А. Зависимость между характером взаимодействия и особенностями привязанности ребенка к взрослому: автореф. дисс. … канд. психол. наук. СПб., 2005.

34. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии. Москва: Наука, 1977. 144 с.

35. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, АСТ, Фонд "Университетская книга", 1996. 592 с.

36. Ainsworth M.D.S., Blehar M.C., Waters E., Wall S. Patterns of attachment: A psychological study of the strange situation. Hillsdale, N.J., Erlbaum. 1978.

37. Armsden G.C., Greenberg M.T. The inventory of parent and peer attachment // In M.T. Greenberg (Ed.), College of Health and Human Development, Pennsylvania State University, University Park, PA. 1989, Pp. 13-27.

38. Cassidy J. Truth, lies, and intimacy: An attachment perspective // Attachment & Human Development 2001. Vol. 3(2). Pp. 121-155.

39. Marganski A.J. Adult attachment as a mediator/moderator to early experiences of family violence victimization on adult physically violent behavior. PhD dissertation. Newark, New Jersey. 2010. 189 p.

40. Mikulincer M., Shaver P.R. Attachment in adulthood: Structure, dynamics, and change. New York: Guilford Press. 2007. 591p.


Просмотров: 147


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)