Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА: ТЕОРЕТИКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ

Полный текст:

Аннотация

Цель публикации - обоснование педагогических условий развития профессиональной этики будущих педагогов образовательной организации как актуального направления подготовки будущего специалиста, базирующегося на фундаментальных принципах общечеловеческой морали, этико-гуманистических идеалах и специфических принципах профессии. Обоснована профессиональная этика педагога образовательной организации как научное направление, изучающее проявления нравственности и принципов профессиональной этики в области педагогического труда, закономерности поведения и взаимоотношения в системе: «педагог»-«педагог»-«обучающийся», обеспечивающее содержание правил и норм педагогической деятельности, выраженных в форме этических кодексов. Показано, что профессиональная деятельность педагога образовательной организации с позиции этичности представляет собой систему, основанную на принципах всемирной, профессионально-педагогической и персонально-личностной этики. Определена структура профессиональной этики будущего педагога образовательной организации, представленная этико-мировоззренческим, профессионально-образовательным, культурно-поведенческим, рефлексивно-оценочным компонентами. Педагогические условия, обеспечивающие формирование профессиональной этики, раскрываются в соответствии с логикой предлагаемой структуры. Теоретические положения, представленные в работе, дополняют основные положения профессиональной этики и концепций нравственно-профессионального развития личности, обогащая теорию и методику непрерывного профессионального образования.

Об авторах

И. Бичева
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия
кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования


В. Варивода
Ставропольский государственный аграрный университет
Россия
кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой туризма и социально-культурного сервиса


Список литературы

1. Апресян Р.Г. Этика силы - в противостоянии насилию и агрессии // Вопросы философии. 2010. №9. С. 143-153.

2. Белухин Д.А. Педагогическая этика: желаемое и действительное. М.: МПСИ, 2007. 123 с.

3. Бичева И.Б. Формирование образованности обучающихся как способ вхождения в мир науки, культуры и будущей профессии [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2014. №12-3 (44). С. 174-178. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/12/40883 (дата обращения: 24.04.2016).

4. Бичева И.Б., Голубева А.Е., Царева И.А. Активизация познавательной деятельности обучающихся в образовательном процессе вуза // Символ науки. 2015. №10-1. С. 152-154.

5. Бичева И.Б., Челнокова Е.А., Агаев Н.Ф. Инновационная подготовка будущего педагога профессионального обучения // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2016. №1 (34). С. 246-250.

6. Бобриков В.Н., Шаров А.В. Формирование профессиональной этики специалиста в процессе его профессиональной подготовки // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. №2 (6). С.128-131.

7. Гусейнов A.A., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. М.: Гардарики, 2005. 472 с.

8. Ермолаева Т.В. Профессионально-этическая подготовка будущего педагога профессионального обучения в высшей школе: автореф. дис. канд. пед. наук. Москва, 2008.

9. Талипова Ю.Ш., Пушкарева Д.О., Бичева И.Б. Культура профессиональной деятельности будущего специалиста как условие его карьерного роста // Инновационные технологии управления: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2015. С. 155-157.

10. Шаров А.В. Формирование профессиональной этики специалиста в условиях вуза: автореф. дис.. канд. пед. наук; ГОУ ВПО « Кузбасская гос. пед. акад.». Новокузнецк, 2010. 20 с.

11. Шипилина Л.А. Формирование методологической культуры будущих магистров профессионального обучения: концептуальный аспект // Сибирский педагогический журнал. 2012. №5. С. 9-17.

12. Albert Schweitzer. Kultur und Ethik. München, 1960.

13. Kultgen J. Ethics and Рrofessionalism. Philadelphia University of Pennsylvania Press, 1988. P. ix [Electronic resource]. Available at: http://www.questia.com/PM.qst?a=o&d=11100950.

14. Space Use and Ethics. Vol. I: Papers / Ed. W.Bender, R.Hagen, M.Kalinovski, J.Scheffran. Munster: Agenda Verlag, 2001.

15. The Teaching of Ethics ([Paris]: UNESCO, 2004.

16. Pompidou A. The Ethics of Outer Space // World Commission on the Ethics of Scientific Knowledge and Technology. Proceedings of the Second Session (Berlin, December, 2001). [Paris]: UNESCO, 2003. P. 98-105; Session on the Ethics of Outer Space // COMEST Third Session (Rio de Janeiro, December 2003). [Paris]: UNESCO, 2004. P. 21-23; Ethics of Outer Space.

17. Hoshii I. The World of Sex: Vol. 4. Sex in Ethics and Law. Woodchurch: Paul Norbury Publications Limited, 1987: Ketchum S.A. The Good, the Bad and the Perverted: Sexual Paradigms Revisited // Philosophy of Sex: Contemporary Readings /Ed. by A.Soble. [Б.м.] Littlefield, Adams & Co., 1980. P. 139-158.

18. Horn R.C. On Professions, Professionals, and Professional Ethics. Malvern, Pn: American Institute for Property and Liability Underwriters, 1978. P. 71.


Просмотров: 128


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)