Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

МОНИТОРИНГ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗАХ РФ

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблематике моделирования инклюзивного высшего образования в России, что отвечает требованиям государственной политики в сфере образования и включено в ядро мировых трендов. Научно-прикладной характер представленных материалов является итогом первичной апробации модели мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью, разработанной коллективом авторов НГПУ им. К. Минина. В статье отражены полученные результаты мониторинга условий реализации инклюзивного высшего образования в вузах, подведомственных Министерству образования и науки РФ. Содержательный контент статьи структурирован с позиции количественно-качественного анализа данных мониторинга, что позволяет констатировать одновременно достижения и дефициты системы инклюзивного высшего образования. Одновременно с этим, поставлена задача трансляции результатов мониторинга для понимания общей картины доступности и качества условий высшего образования для лиц с ОВЗ и инвалидностью.

Об авторах

В. Кудрявцев
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия
кандидат психологических наук, доцент


С. Каштанова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия
кандидат психологических наук, доцент


Список литературы

1. Бородина, В. Н. Организация тьюторского сопровождения образовательной деятельности студентов в рамках инклюзивного подхода / В. Н. Бородина // Теория и практика социально-гуманитарного обеспечения инклюзивного образования: материалы Всерос. науч. шк. с междунар. участием / под ред. А. Г. Ряписовой ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск, 2012. - С. 151-160.

2. Волкова, В.В., Михальчи, Е.В. Исследование педагогических условий реализации инклюзивного образования в вузах.- Психологическая наука и образование, 2015.- Т.20. №2. - С. 5-14.

3. Гуркина О.А., Новикова, Е.М. Зарубежный опыт социальной и образовательной инклюзии людей с ОВЗ на примере исследования высшего образования// Современная зарубежная психология, 2014 - № 1. - С.6-13.

4. Илалтдинова, Е.Ю., Аксенов, С.И. Исторический контекст модернизации педагогического образования // Вестник Мининского университета - 2016.- № 2. - С.15.

5. Инклюзивная практика в высшей школе: учебно-методическое пособие / А.И. Ахметзянова, Т.В. Артемьева, А.Т. Курбанова, И.А. Нигматуллина, А.А. Твар- довская, А.Т. Файзрахманова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. - 224 с.

6. Каштанова, С.Н., Фильченкова, И.Ф. Критериальная база для проведения мониторинга деятельности вузов и региональных ресурсных центров по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72157 (дата обращения: 12.10.2016).

7. Ларицкая, М.Л. Права лиц с ОВЗ и механизмы их защиты на международном, европейском и российском уровнях// Вестник Томского университета.- 2013.- № 373. - С.103-107.

8. Мартынова, Е.А., Романенкова, Д.Ф. Требования к специальным условиям обеспечения инклюзивного образования инвалидов в организациях профессионального образования // ИСОМ.- 2013.- №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/trebovaniya-k-spetsialnym-usloviyam-obespecheniya-inklyuzivnogo-obrazovaniya-invalidov-v-organizatsiyah-professionalnogo (дата обращения: 16.10.2016).

9. Медведева Е.Ю., Ольхина Е.А. Особенности индивидуальных образовательных траекторий взрослых лиц с ОВЗ и инвалидностью // В сборнике II Всероссийской научно-практической конференции «Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика».- Ялта.- 2016. - С.163-176.

10. Медведева, Е.Ю., Кудрявцев, В.А. Мониторинг деятельности вузов и региональных ресурсных центров по обучению инвалидов: проблемы инклюзивного высшего образования в России // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72156 (дата обращения: 12.10.2016).

11. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса". Утверждены Заместителем министра образования Российской Федерации Климовым А.А. АК-44/05вн от 08.04.2014 [Электронный ресурс]. URL: http://www.fgosvo.ru/news/21/473 (дата обращения 08.07.2016).

12. Михальчи Е.В. Состояние инклюзивного образования в системе высшего образования России // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 2.

13. Михальчи, Е.В. Моделирование социокультурной среды вуза для студентов с ОВЗ и инвалидностью // Социально-гуманитарные знания.- 205.- № 1.- С.354-360.

14. Никишина, О.А. Нормативные основы независимой оценки качества образования // Вестник Мининского университета - 2014.- № 2. - С.22.

15. Ольхина, Е.А., Карпушкина, Н.В., Двуреченская, О.Н. Мониторинг деятельности вузов и региональных ресурсных центров по обучению инвалидов: анализ зарубежного опыта // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72155 (дата обращения: 12.10.2016).

16. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

17. Bonela Ganapathi. Does inclusive higher education can help for physical disability handicapped people in India? A comparative analysis // International Journal of Research in Applied, Natural and Social Sciences (IMPACT: JRANSS) ISSN(E): 2321-8851; ISSN(P): 2347-4580 Vol. 2, Issue 5, May 2014, 1-16

18. Florian Kiuppis & Armineh Soorenian (2016): Bridging continents, cultures,and crip theories: teaching Comparative and International Disability Studies in education andsociology, Scandinavian Journal of Disability Research, DOI: 10.1080/15017419.2016.1224200 - http://dx.doi.org/10.1080/15017419.2016.1224200

19. Hyder E., Tissot C. 'That's definite discrimination': practice under the umbrella of inclusion // Disability & Society. 2013. Vol. 28, № 1. P. 1-13.

20. Inclusion of Students with Disabilities in Tertiary Education and Employment, Education and Training Policy [Electronic resource] // OECDiLibraty. Paris: OECD Publishing, 2011. 144 p. URL: http://dx.doi.org/10.1787/97892640976506


Просмотров: 91


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)