Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ КАК ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Полный текст:

Аннотация

В статье предложен порядок и методические рекомендации по проектированию планируемых результатов обучения на примере учебных дисциплин. Представлено описание существующих проблем, связанных с реализацией компетентностного подхода в профессиональном образовании, которые касаются проектирования и описания результатов обучения. Отмечено, что у преподавателя, осуществляющего проектирование результатов обучения по элементам учебного плана, возникают трудности, связанные с формулировкой уровней освоения компетенций, представлением компетенций в виде конкретных образовательных результатов, выбором оценочных процедур и формированием фондов оценочных средств, эффективно измеряющих результаты обучения, выраженные в компетенциях. Автором представлено описание процесса проектирования результатов обучения в логике «от результата», который включает выбор и представление уровней сформированности компетенций в разрезе дисциплины, представление компетенций в виде результатов обучения, разработка фондов оценочных средств. Для решения задачи выбора критериев уровня сформированности компетенций предложено пользоваться такими критериями, как новизна используемых методов и технологий, стабильность и самостоятельность демонстрации результатов обучения, эффективность применения использования методов, методик, технологий. Для решения задачи формулирования результатов обучения по дисциплине (разделу, теме) автором предложены конкретные практические рекомендации. Для решения задачи формирования фондов оценочных средств автором предложен набор видов оценочных средств, наиболее эффективных для оценки сформированности компетенций по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент. Сформулированы методические трудности, возникающие при проектировании результатов обучения, связанные с необходимостью преодоления пережитков дисциплинарного подхода в профессиональном образовании.

Об авторах

М. Прохорова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия
кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента


А. Семченко
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Россия
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления качеством


Список литературы

1. Ваганова О.И. Педагогические технологии в условиях уровневой системы высшего профессионального образования. Учебно-методическое пособие. Нижний Новгород, 2012

2. Ваганова О.И., Ермакова О.Е. Оценка образовательных результатов бакалавров профессионального обучения // Вестник Мининского университета. 2015. №3.

3. Варковецкая Г.Н., Кривоногова А.С., Цыплакова С.А. Инновационные технологии в подготовке бакалавров профессионального обучения // Вестник Мининского университета. 2015. №4.

4. Елина Е.Г., Ковтун Е.Н., Родионова С.Е. Компетенции и результаты обучения: логика представления в образовательных программах // Высшее образование в России. 2015. №1. С.10-20.

5. Жаркова Н.А. Результаты образования в контексте подготовки преподавателей вузов к проектно-методической деятельности // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2009. №2. С. 301-309

6. Караваева Е.В. Рекомендуемый алгоритм проектирования программ высшего образования при реализации ФГОС 3+ // Высшее образование в России. 2014. №8-9. С. 5-15

7. Маркова С.М. , Цыплакова С.А. Проектирование педагогического процесса на технологической основе// Вестник Мининского университета. 2014. №3.

8. Миэринь Л.А., Быкова Н.Н., Зарукина Е.В. Современные образовательные технологии в вузе: учеб.-метод. пособие. СПб.: Изд-во СПбГЭУ. 2015. 169 с.

9. Маркова С.М., Седых Е.П. Теоретические основы проектного управления образовательными системами // Наука и школа. 2011. №3. С. 8-10.

10. Нигматов Г.З. Современные средства оценивания образовательных результатов // Ученые записки Казанского университета. Гуманитарные науки. 2013. №6. С. 220-227.

11. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры: Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2015 г., N 1367 [Электронный ресурс] // Российская газета [сайт]. URL: http://www.rg.ru/2014/03/12/obr-dok.html (дата обращения 16.03.2016).

12. Приказ Минобрнауки России от 12.01.2016 N 7 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата)" (Зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2016 N 41028) (ред. от 20.04.2016) [Электронный ресурс] // Минобрнауки.рф: [сайт]. [2011]. URL: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0 %B5%D0% BD%D1%82%D1%8B/7982 (дата обращения 19.09.2016).

13. Прохорова М.П. Особенности проектирования планируемых результатов обучения в условиях инновационного развития профессионального образования // Мир науки. 2016. т. 4. №1.

14. Прохорова М.П. Подготовка педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности в вузе: автореферат дисс. …к.п.н. Нижний Новгород, 2004. 23 с.

15. Прохорова М.П. Инновационные процессы в профессионально-педагогическом образовании // Наука и школа. 2011. №5. С. 4-6

16. Филатова О.Н., Прохорова М.П. Разработка методического сопровождения инновационной подготовки педагогов в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2015. №4. С. 164.

17. Фильченкова И.Ф. Воронин Д.И. Инновационные подходы к управлению основными образовательными программами высшего образования // Современные проблемы науки и образования. 2014. №1. С. 31

18. Фильченкова И.Ф. Вовлечение в инновационную деятельность как аспект управления инновациями в вузе // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2015. №3 (33). С. 43-50.

19. Lebedeva T.E. Egorov E.E., Vakulenko R.Y., Stouhina N.Y Innovation aspects of managing bachelor training program in the context of bologna process in Russia. Life Science Journal. 2014. vol. 11. no. 10. pp. 533-537.

20. Markova S.M., Sedhyh E.P., Tsyplakova S.A. Upcoming trends of educational systems development in present-day conditions. Life Science Journal. 2014. vo.11(11s): pp. 489-493. Available at: http://www.lifesciencesite.com/lsj/life1111s/111_26041life1111s14_489_493.pdf (accessed 16.03.2016).


Просмотров: 95


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)