Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Полный текст:

Аннотация

В статье ставится вопрос о возможностях младшего школьного возраста в плане в развития личностной саморегуляции, раскрывается данное понятие с позиции идей разных исследователей. Авторы анализируют результаты собственного эмпирического исследования гендерных особенностей проявления личностной саморегуляции в младшем школьном возрасте. Теоретический анализ исследований по данной проблеме позволил авторам модифицировать опросник «Саморегуляция», разработанный О.А. Конопкиным и А.К. Осницким. Опытные данные, полученные авторами, позволили утверждать, что самыми развитыми составляющими личностной саморегуляции являются: выслушивание разъяснений и прислушивание к замечаниям учителя; равномерное распределение своих сил по ходу работы; планирование своих дел и поступков; проверка правильности по ходу выполнения задания; целеустремлённость, то есть стремление к результату; доведение дела до конца; самостоятельные действия; активность. Различия в проявлении личностных качеств мальчиков и девочек представлены большей ориентацией девочек на послушание, выполнение требований взрослых, а мальчиков на активность и самостоятельность. В плане развития личностной саморегуляции мальчики и девочки нуждаются в поощрении взрослых, не всегда учитывают мнение других, сомневаются, в большинстве случаев, при принятии решений, девочки нуждаются в подсказке, одобрении при самостоятельном преодолении трудностей, а мальчики теряются в трудных ситуациях. Наше исследование показало, что не все возможности личностной саморегуляции раскрываются в младшем школьном возрасте, как в возрастном, так и в гендерном аспектах.

Об авторах

Е. Мамонова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия
кандидат психологических наук, доцент


И. Черемисова
Волгоградский государственный университет
Россия
доктор психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии


О. Суворова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия
доктор психологических наук, профессор,профессор кафедры классической и практической психологии


Список литературы

1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж, 1999. 224 с.

2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М.: Знание, 1992. 80 с.

3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 378 с.

4. Боришевский М.И., Самоненко С.Д. О саморегуляции поведения подростков в процессе учебной деятельности // Вопросы психологии. 1997. №3. С. 57-65.

5. Бужигеева М.Ю. Гендерные особенности детей на начальном этапе обучения // Педагогика. 2002. №8. С. 29-35.

6. Конопкин О.А. Осознанная саморегуляция как критерий субъектности // Вопросы психологии. 2008. №3. С. 22-35.

7. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида. / Психологические проблемы регуляции поведения. М., 1976. С. 97-115.

8. Мамонова Е.Б. Изучение особенностей развития личностной саморегуляции младших школьников // Начальная школа. 2011. №1. С. 34-41.

9. Мамонова Е.Б. Особенности развития личностной саморегуляции младших школьников: автореф. дис. канд. пед. наук Н.Новгород, 2004.

10. Мамонова Е.Б. Особенности развития личностной саморегуляции младших школьников: дисс. … канд. психол. наук. Н.Новгород. 2004. 202 с.

11. Мамонова Е.Б. Понятие «личностная саморегуляция» в системе взглядов на саморегуляцию человека // Гуманизация учебно-воспитательного процесса. Научно-методический сборник. Славянск: Издательский центр СДПУ. 2012. С. 289-297.

12. Миславский Ю.А. Природа и структура саморегуляциии и активности личности: дисс. …докт. психол. наук. М., 1994. 364 с.

13. Моросанова В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психологический журнал. 2002, т.23. №3. С.5-17.

14. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика: учеб. пособие для студентов высш. уч. заведений. М.: ВЛАДОС, 2003. 246 с.

15. Осадько О.Ю. Психологические особенности формирования системы саморегуляции деятельности у младших школьников. М.: Академия, 1998. 190 с.

16. Осницкий А.К. Регуляторный опыт, субъектная активность и самостоятельность человека. Часть 2 [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. №6(8). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2009n5-7/221- (дата обращения 24.08.2016)

17. Практическая психология образования: уч. пособие для вузов / под ред. И.В. Дубровиной. Спб.: Питер, 2009. 480 с.

18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2016. 720 с.

19. Семёнова Л.Э. Становление ребёнка как гендерного субъекта в процессе личностного развития в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте в условиях онто- и дизонтогенеза: автореф. докт. дис. Н.Новгород, 2010.

20. Суворова О.В. Влияние семейной и образовательной среды на развитие субъектности ребенка в период перехода от дошкольного к младшему школьному детству: монография / О.В. Суворова. Н.Новгород: НГПУ им.К.Минина, 2012. 330 с.

21. Суворова О.В. Структура субъектности в раннем онтогенезе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2011. Т. 13. №2-6. С. 1416-1421.

22. Суворова О.В. Влияние семейной среды на развитие детской субъектности // Вестник Мининского университета. 2014. №3 (7). С. 10.

23. Суворова О.В., Сорокоумова О.В., Рыбаков И.А. Личностные предпосылки развития субъектной активности ребенка в условиях перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту // Приволжский научный журнал. 2011. №4. С.256-260.

24. Суворова О.В. Ключевые линии становления субъектности в базовых отечественных периодизациях развития личности // Мир науки, культуры, образования. 2012. №1 (32). С. 107-109.

25. Сафонова Л.В. Педагогические условия воспитания эмоционального саморегулирования младших школьников в учебной деятельности: автореф. дисс. …канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999. 23 с.

26. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Н. Новгород: НГПУ, 1994. 230 с.

27. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности: монография. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 192 с.

28. Чирков В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция // Вопросы психологии. 1997. №3. С.102-111.

29. Erikson E.H. Identity and the life cycle. N.Y., 1980.

30. Personality and intelligence // Ed. R.J. Sternberg, P. Ruzgis. N.Y., 1994. 337 p.

31. Rogers C.R. Client-centred therapy: It’s current practice, implications and theory. Boston, 1961.


Просмотров: 147


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)