Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

Полный текст:

Аннотация

В статье описывается современное состояние инклюзивного высшего образования в странах Западной Европы. Статья содержит описание моделей высшего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в ведущих европейских ВУЗах, а также характеристику современных тенденций в инклюзивном высшем образовании. Анализ представленных моделей проводился на основе специально разработанных критериев: институт тьюторства и ассистенства как элемент системы обучения инвалидов в образовательной организации высшего образования, система требований к процедуре и оценочным средствам для вступительной, промежуточной и итоговой аттестации, система организации практик для студентов-инвалидов, модели трудоустройства выпускников из числа инвалидов и др. На примере рассматриваемых моделей инклюзивного высшего образования показана эффективность современных подходов к психолого-педагогическому сопровождению обучения в ВУЗе лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Установлено, что наиболее эффективные модели сопровождения инклюзивного высшего образования представлены в Первом университетском колледже Лондона University College London (Лондонский университет), Свободном Берлинском Университете, Гейдельбергском Университете.

Об авторах

Н. Карпушкина
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия
кандидат психологических наук, доцент


Е. Ольхина
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия
кандидат психологических наук, доцент


Список литературы

1. Данике Б., Файге Э. Система образования в Германии // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции /под ред. С.В. Алехиной. М.: МГППУ, 2015. С. 153-160

2. Адреев В.Н., Антонова О.Н., Валуева С.А. Дистанционное образование детей-инвалидов: зарубежный опыт: учебное пособие / под. ред. Н.А. Шайденко, Ж.Е. Фомичевой. Тула.: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010. С. 23-42.

3. Думбаев А.Е., Попова Т.В. Инвалид, общество и право. Алматы.: ТОО «Верена», 2006. 180 с.

4. Зиновьева В.И., Берсенев М.В. Сопровождение студентов с ограниченными возможностями в вузах Германии (университет Гумбольдта) // Вестник томского государственного университета. 2011. №3 (5). С. 185-187.

5. Ахметзянова А.И., Артемьева Т.В., Курбанова А.Т., Нигматуллина И.А., Твардовская А.А., Файзрахманова А.Т. Инклюзивная практика в высшей школе: учебно-методическое пособие. Казань: изд-во Казан. ун-та, 2015. 224 с.

6. Кэрролл В. Инклюзивное образование в Великобритании: текущее состояние, перспективы и реализация // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. М.: МГППУ, 2015. С. 53-60.

7. Медведева Е.Ю. Ольхина Е.А. Специальная андрогогика: актуализация проблемы // Проблемы современного педагогического образования: выпуск 51. Часть VI. 2016. С. 260-266.

8. Орлова Е.А., Эстербрук С.А., Эстербрук Л.Э. Теоретические и практические аспекты инклюзивного образования для детей и подростков с аутизмом в России и за рубежом // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. М.: МГППУ, 2015. С. 74-79.

9. Свод правил и нормативов по гарантии качества и стандартов высшего образования Великобритании // Журнал исследований социальной политики. Т.6. № 1. С. 107- 126.

10. Холл Дж., Тинклин Т. Студенты-инвалиды и высшее образование // Журнал исследований социальной политики. 2004. Т. 2. №1. С. 115-126.

11. Corlett S. and Cooper D. Students with Disabilities in Higher Education. London: Skill: National Bureau for Students with Disabilities, 1992; Silver P. and Silver H. Students with Disabilities in Higher Education: a project report. Oxford: Oxford Polytechnic, 1990. 24 p.

12. Gordon J.-S. Is Inclusive Education a Human Right? // Journal of Law, Medicine and Ethics.Vol. Human Rights and Disability. Р. 754-767.

13. Low J. Negotiating Identities, Negotiating Environments: an interpretation of the experiences of students with disabilities, Disability & Society. 1996. №11 (2). P. 235-248; Leicester M. and Lovell T. Disability Voice: educational experience and disability // Disability & Society. 1997. Vol. 12. №1. P. 111-118.

14. O’Rourke J. (2015). Inclusive Schooling: if it’s so good - why is it so hard to sell? // International Journal of Inclusive Education. 19:5. Р. 530-546.

15. Reid G. Specific Learning Difficulties (Dyslexia): a handbook for study and practice. Edinburgh: Moray House Publications, 1994; Riddell S., Duffield J., Brown S. and Ogilvy С Specific Learning Difficulties: policy, practice and provision. Stirling: Department of Education, Stirling University, 1992. 112 p.

16. Students with disabilities: code of practice for Australian tertiary institutions. February. 1998. 32 p.

17. Hall J., Tinklin T. Students first: disabled students in higher education // Spotlights, The Scottish Council for Research in Education. Research Report 85, 1998. 74 p.

18. Информационный бюллетень ОО "Перспектива" [Электронный ресурс]. 2006. №33. URL: www.informkiosk.com

19. Официальный сайт Гейдельбергского Университета Германия. URL: http://www.uni-heidelberg.de/

20. Официальный сайт Свободного Берлинского Университета Германии. URL: https://www.fu-berlin.de/

21. Официальный сайт Университета Бремен Германии. URL: https://www.uni-bremen.de/

22. Официальный сайт Университета Дуйсбург-Эссен Германии. URL: https://www.uni-due.de/


Просмотров: 188


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)