Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

СТАТУС ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ ЭПОХИ РЕНЕССАНСА: ФЕНОМЕН ШКОЛЫ СВ. ПАВЛА

Полный текст:

Аннотация

Авторы анализируют малоизвестный в отечественной историко-педагогической литературе источник - Устав грамматической школы св. Павла, созданной при соборе св. Павла в Лондоне по инициативе и на средства настоятеля собора, известного английского христианского мыслителя предреформационной эпохи Джона Колета (1467-1519). Несмотря на давние прецеденты, основание Дж. Колетом новой школе было воспринято современниками как неординарное событие и упомянуто в хрониках. Школа св. Павла, будучи свободна от церковной юрисдикции, управлялась светским органом - попечительским советом компании купцов-мерсеров. В соответствии с Уставом, материальное и социальное положение учителей школы во многом отличалось от традиционно низкого в позднесредневековом социуме статуса учителя. Высокий уровень жалованья, выплата пенсий по старости и нетрудоспособности, а также предоставление бесплатного жилья в специально построенном учительском доме свидетельствуют о признании Колетом важной роли учителя в деле христианского просвещения и духовно-нравственного обновления общества. Авторы предлагают первый русский перевод отрывка из Устава школы св. Павла, касающегося учительской темы.

Об авторах

Л. Софронова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия
доктор исторических наук, профессор


А. Хазина
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия
кандидат исторических наук, заведующий кафедрой всеобщей истории, классических дисциплин и права


Список литературы

1. Софронова Л.В. Грамматическая школа св. Павла: диалог традиции и новаторства в педагогической концепции «христианского гуманизма» // Актуальные проблемы исторической науки и творческое наследие С.И. Архангельского. Материалы Всероссийской конференции. Н. Новгород, 2005. С. 106-120.

2. Софронова Л.В. Джон Колет. Опыт реставрации образа христианского мыслителя ренессансной эпохи. Н. Новгород, 2009.

3. Софронова Л.В. Джон Колет: христианский мыслитель ренессансной эпохи. М.-СПб., 2016.

4. Сперанский Н. Очерки по истории народной школы в Западной Европе. М., 1896.

5. Archaeologia or Miscellaneous tracts. Vol. 62. Part I. London: Society of Antiquaries of London, 1910.

6. Colet J. Statuta Paulinae Scholae. Statutes of St.Paul’s School // Lupton J.H. A Life of John Colet. Appendix A. P. 271-284.

7. Curtis S.J. History of Education in Great Britain. London, 1965.

8. Educational Charters and Documents / Ed. A.F. Leach. Cambridge, 1911.

9. English Historical Documents. Vol. V. 1484-1558 / Ed. C.H. Williams. London, 1967.

10. Erasmus of Rotterdam. On the method of study / Trans. and annot. B. McGregor // Collected Works of Erasmus. Toronto /Buffalo /- London, 1974. V. 24. P. 661-691.

11. Erasmus Roterodami De ratione studii ac legend interpretandique auctores // Opera Omnia. Desiderii Erasmi Roterodami. Recognita et adnotatione critica instructa notisque illustrata. Ordo1. T II. Amsterdam, 1962. P. 111-151.

12. Erasmus Desiderius. Opus epistolarum Desiderii Erasmi Roterodami / Ed. P.S. Allen, H.M. Allen, H.W. Garrod. 12 vols. Oxford, 1906-1958.

13. Holinshed R. Chronicles, beginning at Duke William the Norman, commonly called The Conqueror and Descending by Degrees of Years to all the kings and queens of England. Vol. III. London,1577.

14. Leach A.F. The Schools of Medieval England. London, 1915.

15. Leach A.F. English Schools at the Reformation. London, 1896; repr. ed. 2008.

16. Lily W. Latinae Grammaticae rudimenta: A Short Introduction of Grammar by W. Lily, J. Colet. Oxford, 1709.

17. Lily's grammar of Latin in English: an introduction of the eyght partes of speche, and the construction of the same / Ed. H. Gwosdek. Oxford, 2013.

18. McDonnell M.P. The Annals of St.Paul′s Shool. London, 1959.

19. Orme N. English Schools in the Middle Ages. London, 1973.

20. Seebohm F. The Oxford Reformers. John Colet, Erasmus and More. London, 1887.

21. Stow J. The Survey of London / Ed. H.B. Wheatley. London, 1956.

22. The Acts of Court of the Mercer′s Company (1453-1527) / Ed. L. Lyell and F.D. Watney. Cambridge, 1936.

23. Thompson D.F. Erasmus and Cambridge. The Cambridge Letters of Erasmus. Toronto, 1963.

24. Vergil Polidore. The Anglica Historia of Polydore Vergil. A. D. 1485 - 1537 / Ed. D. Hay. London, 1950.

25. Woodward W.H. Desiderius Erasmus Concerning the Aim and Method of Education. Cambridge, 1904.


Просмотров: 110


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)