Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ПСИХОЛОГИЯ В ПОСЛЕВОЕННОЙ ШКОЛЕ В СССР КАК ЭЛЕМЕНТ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Полный текст:

Аннотация

В современных условиях модернизации высшего образования психологическое знание остается востребованным. Введённые в старшие классы средних школы уроки психологии после Великой Отечественной войны решали множество задач: воспитание через предмет идейной направленности; формирование у учащихся способности понимать других людей, их индивидуальное своеобразие и строить с ними отношения; формирование самосознания учащихся, их способности к саморегуляции и саморазвитию способствовали в целом повышению гражданской идентичности подростков. В целом можно говорить о том, что история преподавания психологии в отечественных школах в середине XX в. пока представляет собой terra incognita, лишь отдельные ее фрагменты медленно проступают сквозь толщу идеологии. Можно только сожалеть об очередном «исключении» уроков психологии в школе.

Об авторах

Н. Стоюхина
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Россия
кандидат психологических наук, доцент, кандидат психологических наук, доцент


Р. Вакуленко
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия
доктор экономических наук, профессор кафедры инновационных технологий менеджмента


Л. Проскуликова
Институт социальных наук Межрегиональной Академии Управления персоналом
Украина
кандидат философских наук, доцент кафедры философии Института социальных наук


Список литературы

1. Ананьев Б.Г. О воспитательных задачах преподавания психологии / В помощь преподавателю психологии в средней школе. Сборник методических материалов. Под ред. члена-корр. АПН проф. Б.Г. Ананьева. - Л., 1948. 108 с. С. 3-10.

2. Батыгин Г.С., Девятко И.Ф. Советское философское сообщество в 40-е гг. // Философия не кончается. Из истории отечественной философии: XX век, 20-50-е гг. М.: РОССПЭН, 1998. - 719 с.

3. Бирюков Б.Б. Трудные времена философии: отечественная историческая, философская и логическая мысль в предвоенные и первые послевоенные годы. М.: Ком Книга, 2006. - 160 с.

4. Богуславский М.В. XX век российского образования. М.: ПЕР СЭ, 2002. - 336 с.

5. Вакуленко Р.Я., Колосова В.В. Социальная значимость имиджа вуза: проблемы и перспективы междисциплинарных исследований. Интернет-журнал Науковедение. 2013. № 6 (19). С. 14.

6. Дети эмиграции: Воспоминания. Сборник статей / под ред. проф. В.В. Зсньковского. М.: Аграф, 2001. - 256 с.

7. Кобзарь В.И. Очерк истории логики в России // Логика. Библиографический справочник (Россия-СССР-Россия). СПб.: Наука, 2001. - 488 с. - С. 10-13.

8. Кольцова В.А., Олейник Ю.Н. Советская психологическая наука в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). М.: Московский гуманитарный университет, Институт психологии РАН, 2006.

9. Майофис М. Предвестия «оттепели» в советской школьной политике позднесталинского времени / Острова утопии: Педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940-1980-е): Коллективная монография. - М.: Новое литературное обозрение, 2015. - 720 с. С. 35-106.

10. О преподавании психологии в средней школе: методическое письмо МП РСФСР. М: Учпедгиз, 1949. -

11. Самарин Ю.А. О задачах и методике преподавания психологии / В помощь преподавателю психологии в средней школе. Сборник методических материалов. Под ред. члена-корр. АПН проф. Б.Г. Ананьева. - Л., 1948. 108 с. С. 11-38.

12. Стоюхина Н.Ю. Б.Г. Ананьев о месте и значении психологии как учебного предмета в школе / Ананьевские чтения - 2007: Материалы научно-практической конференции / Под ред. Л.А. Цветковой. - СПб: Изд-во СПбГУ, 2007. С. 358-359.

13. Стоюхина Н.Ю. Возвращение психологии в отечественную школу (40-50-е гг. ХХ ст.): историко-психологический контекст // Психология и школа. 2009. № 4. С. 84-90.

14. Стоюхина Н.Ю. К 60-летию выхода статьи Б.Г. Ананьева «о воспитательных задачах преподавания психологии» / Методология комплексного человекознания и современная психология / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. 603 с. С. 98-103.

15. Стоюхина Н.Ю. Методика преподавания психологии: история, теория, практика: Учебное пособие. - М.: Флинта, 2009. - 184 с.

16. Стоюхина Н.Ю. О причинах возобновления уроков психологии после Великой Отечественной войны: история и предположения // Вестник Университета Российской Академии образования. 2008. № 3. С. 129-132.

17. Стоюхина Н.Ю. Преподавание психологии в системе отечественного образования: история и современность. Монография. - Н. Новгород: Нижегородский институт экономического развития, 2005. - 306 с.

18. Стоюхина Н.Ю. Преподавание психологии в школе: Россия, ХХ век. Хрестоматия. - Нижний Новгород: Нижегородский институт экономического развития, 2004. - 314 с.

19. Самерханова Э. К. ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ К СОЗДАНИЮ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОДУКТОВ // Вестник Мининского Университета. 2016.№2. С.1

20. Lebedevа T.E., Egorov E.E., Vakulenko R.Y., Stouhina N.Y. Innovation aspects of managing bachelor training program in the context of Bologna Process in Russia // Life Sci J. 2014. Vol. 11(10). pp. 533-537


Просмотров: 124


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)