Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ОТ ИНСТИТУТА К УНИВЕРСИТЕТУ: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В НИЖЕГОРОДСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

Полный текст:

Аннотация

Статья представляет исторический обзор развития психологического образования и основных направлений психологических научных исследований в Нижегородском государственном педагогическом университете. В представленной работе рассматриваются основные научные направления психолого-педагогических исследований и специфика модернизации психологического образования в НГПУ с 90-х годов XX века до сегодняшнего дня. Авторами дается всесторонний глубокий обзор особенностей становления системы подготовки психологических кадров для народного образования, а также рассматривается динамика наращивания научного потенциала педагогического университета. Анализируется работа диссертационного совета по психологии, рассматриваются итоги его функционирования в вузе за более чем двадцатилетний период существования. Представлены наиболее значимые научные работы преподавателей университета, внесшие существенный вклад в развитие психологической науки в России. Обозначены научные результаты, достигнутые коллективами психологических кафедр на современном этапе и перспективные инновационные направления психологической научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава.

Об авторах

Н. Шутова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия
доктор психологических наук, профессор кафедры классической и практической психологии


В. Кисова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия
кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии


Список литературы

1. Волкова Е.Н. Субъектность педагога (теория и практика): дис.. д-ра психол. наук. М., 1998. 308с.

2. Гапонова С.А. К 10-летию спецфакультета психологии НГПУ // Педагогическое образование. 2000. №1. С.33-35.

3. Гапонова С.А. Функциональные психические состояния студентов в образовательном пространстве вуза (динамика, детерминанты, оптимизация): дис.. д-ра психол. наук. Нижний Новгород, 2005. 336 с.

4. Дмитриева Е.Е. Коммуникативно-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста с легкими формами психического недоразвития: дис. … д-ра психол. наук. Нижний Новгород, 2005. 411 с.

5. Кисова В.В., Власова Ю.Д. О подготовке специалистов для работы в системе специального дошкольного образования в России // Международный журнал экспериментального образования. 2016. №1-0. С.74-77.

6. Кисова В.В., Кузнецов Ю.А., Семенов А.В. О некоторых психологических аспектах современной российской системы образования // Вестник Нижегородского университета им.Н.И. Лобачевского. 2013. №5-2. С.81-85.

7. Кисова В.В., Семенов А.В. Эмпирический анализ состояния системы образования детей с задержкой психического развития в России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. №12-6. С. 1127-1132.

8. Князева Т.Н. Психологическая система обеспечения готовности младших школьников с задержкой психического развития к обучению в основной школе в условиях интеграции в общеобразовательную среду: дис.. д-ра психол. наук. Нижний Новгород, 2005. 392 с.

9. Семенова Л.Э. Становление ребенка как гендерного субъекта в процессе личностного развития в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте в условиях онто- и дизонтогенеза: дис.. д-ра психол. наук. Нижний Новгород, 2010. 521 с.

10. Семенова Л.Э., Шашкина Н.П. Психология детей с задержкой психического развития: исследования Ульяны Васильевны Ульенковой [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2014. №3. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/13c/31-psikhologiya-detey-s-zaderzhkoy-psikhicheskogo-razvitiya-issledovaniya-ulyany-vasilevny-ulenkovoy.pdf (дата обращения: 29.09.2016).

11. Сорокина Т.М. Психологические условия развития профессиональной компетенции учителя начальной школ: дис.. д-ра психол. наук. М., 2002. 394 с.

12. Суворова О.В. Семейная и образовательная среда как факторы развития субъектности ребенка в период перехода от дошкольного к младшему школьному детству: дис. … д-ра психол. наук. Нижний Новгород, 2012. 475 с.

13. Ульенкова У.В. Направления психологических исследований // Нижегородский педагогический университет: страницы истории. Н.Новгород, 2001. С. 93-104.

14. Ульенкова У.В. Опыт подготовки научных кадров в области психологии // Сохранение и развитие научного потенциала Приволжского Федерального округа. Н.Новгород: ННГУ, 2005. С. 169-178.

15. Ульенкова У.В. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития и коррекционно-педагогическая работа с ними: дис.. д-ра психол. наук. Горький, 1983. 437с.

16. Ульенкова У.В., Дмитриева Е.Е., Шутова Н.В. Теоретико-прикладная модель психологической помощи детям с задержкой психического развития // Высшее образование в России. 2012. №2. С. 105-109.

17. Шутова Н.В. Интегрированное психическое развитие проблемных детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального воздействия: дис. … д-ра психол. наук. Нижний Новгород, 2009. 423 с.

18. Шутова Н.В., Кисова В.В. Становление и пути развития психологического образования в горьковском государственном педагогическом институте в 20-80 годы ХХ века [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2016. №2(15). С. 16. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/9b8/shutova.pdf (дата обращения: 29.09.2016).

19. Шутова Н.В., Прасикова А.Ю., Ларина А.В. Становление и развитие психологического образования в педагогическом вузе // Вестник психолого-педагогического факультета. 1999. №1. С. 12-14.


Просмотров: 84


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)