Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

«БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ» КАК КАТЕГОРИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Полный текст:

Аннотация

Цель публикации - обоснование компонентного состава безопасной образовательной среды образовательной организации. Методологической основой статьи являются теория безопасности жизнедеятельности человека и гуманизации образования. При проведении исследования использовались анализ научно-теоретических положений понятий «среда», «образовательная среда», «безопасная образовательная среда» в системе современного профессионально-педагогического знания. Результаты. Контент-анализ авторских дефиниций исследуемых понятий позволил выделить некоторые обобщенные представления, характеризующие образовательную среду как педагогический феномен. Авторами установлено, что безопасная образовательная среда представляет собой совокупность компонентов, встроенных в общую систему управления образовательной организацией. Определен компонентный состав безопасной образовательной среды образовательной организации, включающий: нормативно-правовые; эмоционально-комфортные; культурно и социально ориентированные; здоровьесохраняющие и защищающие; познавательно-творческие и развивающие; процессуально-технологические компоненты. Сделан вывод, что безопасная образовательная среда, моделируемая как рационально, динамично организованное и защищающее пространство образовательной организации, в котором протекает развитие, воспитание и деятельность субъектов образования, является важным условием обеспечения безопасности личности (обучаемых, преподавателей); гарантированно обеспечивает демократические начала, гуманно-личностные взаимоотношения участников образовательного процесса. Теоретические положения, представленные в работе, дополняют основные положения теории безопасности жизнедеятельности и гуманизации образования, обогащая теорию и методику непрерывного профессионального образования.

Об авторах

И. Бичева
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия
кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования


О. Филатова
Пензенский государственный университет
Россия
кандидат педагогических наук, доцент


Список литературы

1. Баева И.А., Семикин В.В. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2005. №12. С. 7-19.

2. Бичева И.Б. Культура здоровья личности: научно-теоретический контекст // Гуманитарные научные исследования. 2016. №9(61). С. 154-157.

3. Бичева И.Б., Сулимова И.Д., Терехина А.Е. Социокультурный подход в профессиональной подготовке педагога // Успехи современной науки. 2016. Т. 1. №9. С. 98-100.

4. Бичева И.Б., Челнокова Е.А., Юдакова О.В., Царева И.А. Профессиональное развитие личности педагога в современных условиях // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №54-4. С. 16-22.

5. Вишневская М.Б., Филатова О.М. Проблемные аспекты образования в области безопасности жизнедеятельности // Актуальные проблемы обучения физико-математическим и естественнонаучным дисциплинам в школе и вузе: VI Межрегиональная научно-практическая конференция учителей, посвященная 75-летию Педагогического института имени В.Г. Белинского / под общей редакцией М.А. Родионова. Пенза, 2015. С. 300-303.

6. Картавых М.А., Бичева И.Б., Попова Л.В., Варивода В.С., Филатова О.М. Педагогические условия формирования личности безопасного типа поведения в образовательном процессе вуза // Вестник Мининского университета. 2015. №4(9). С. 19.

7. Картавых М.А., Бичева И.Б., Попова Л.В. Образование в области безопасности жизнедеятельности и устойчивое развитие // Вестник Мининского университета. 2016. №1-1(13). С. 21.

8. Козлова О.В. Психология безопасности образовательной среды в некоторых зарубежных исследованиях начала ХХI века // Современная зарубежная психология. 2012. Том 1. №3. С. 62-70.

9. Лактионова Е.Б.Образовательная среда как условие развития личности и ее субъектов // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2010. №128.

10. Лебедева В.П., Панов В.И., Орлов В.А. Моделирование образовательных сред в рамках развивающего образования. Черноголовка, 1996.

11. Марфина О.В., Пономарёва О.Н., Филатова О.М. Образовательная среда вуза как фактор становления профессионально-ценностных ориентаций студентов - будущих учителей // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. №28. С. 880-883.

12. Родионов М.А. Модельные представления мотивационно ориентированной образовательной среды и их педагогическая интерпретация // Вестник ННГУ. 2011. №3-3 С.101-105.

13. Самерханова Э.К. Логико-содержательная характеристика образовательного пространства как педагогического понятия // Образование и наука. 2006. №4. С. 20-26.

14. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. Вторая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12-14 апреля 2000 г.). М.: Экопсицентр РОСС, 2000.

15. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001, 365 с.

16. Aceves M.J., Hinshaw S.P., Mendoza-Denton R., Page-Gould E. Seek Help from Teachers or Fight Back? Student Perceptions of Teachers' Actions during Conflicts and Responses to Peer Victimization [Electronic resource] // Journal of Youth and Adolescence. 2010. Vol. 39, №6. June. P. 658-669. Available at: http://search.proquest.com/doc-view/204522510?accountid=35419 (accessed 15.10.2016).

17. Baeten M., Kyndt E., Struyven K., Dochy F. Using student-centred learning environments to stimulate deep approaches to learning [Electronic resource]: Factors encouraging or discouraging their effectiveness // Educational Research Review. 2010. Vol. 5. № 3. P. 243-260. Available at: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1747938X10000370 (accessed 15.10.2016).

18. Declaration of the United Nations Conference on the Human Environment (Stockholm 1972) [Electronic resource]. Available at: http://www.unep.org/Documents.multilingual/Default.asp?DocumentID=97&ArticleID (accessed 15.10.2016).

19. Scott W., Gough S. Sustainable Development within UK Higher Education: Revealing Tendencies and Tensions // Journal of Geography in Higher Education. 2006. Vol. 2. №2.


Просмотров: 200


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)