Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ И ЦИКЛИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ

Полный текст:

Аннотация

В статье раскрывается роль коммуникативной компетентности в подготовке бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности, обосновываются образ коммуникативно-компетентного учителя, готового и способного к многообразному межсубъектному диалогу, обеспечивающему общее видение остроты проблем безопасной жизнедеятельности как основы для выработки единых решений и действий. Рассматривается методология формирования коммуникативной компетентности у бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности, включающая ведущие мировоззренческие идеи, психолого-педагогические подходы, методические принципы. Обосновывается циклическая модель формирования коммуникативной компетентности бакалавров образования на основе содержания образовательной области «Безопасность жизнедеятельности», включающая целевой, содержательный, процессуальный, технологический, рефлексивно-оценочный компоненты. Циклический процесс формирования коммуникативной компетентности у бакалавров имеет фазовую логику и основывается на разнообразных моделях общения и соответствующих смыслоцелевых диалогах. Оценка результативности определялась по уровням сформированности коммуникативной компетентности и показала положительную динамику.

Об авторах

Г. Камерилова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия
доктор педагогических наук, профессор


М. Картавых
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия
доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физиологии и безопасности жизнедеятельности человека


Список литературы

1. Асмолов А.Г. Психология личности: Культурно-историческое понимание развития человека: учеб. М.: ИЦ Академия, 2010. 447 с.

2. Библер В.С. Культура: диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии. 1989. №6. С. 31-42.

3. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. 352 с.

4. Выготский Л.С. Психология развития личности М.: Смысл, 2005. 1136 с.

5. Глебова Н.А. Социальное взаимодействие как фактор развития коммуникативной компетентности студентов педагогического вуза // Наука образования: сборник научных статей. Омск: ОмГПУ, 2004. Вып. 22. С. 334-340.

6. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: автореф. дис. … д-ра психол. наук. Л., 1991. 38 с.

7. Зорина Л.Я. Дидактический цикл процесса обучения и его элементы // Советская педагогика. 1983. №10. С. 31-35.

8. Каган М.С. Особенности глубинного общения // Вопросы философии. 1995. №3. С. 109-129.

9. Камерилова Г.С., Картавых М.А. Методологическая рефлексия формирования коммуникативной компетентности в обучении безопасности жизнедеятельности // Современные проблемы науки и образования. 2016. №3. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24620

10. Камерилова Г.С., Прохорова И.В., Агеева Е.Л., Баталова Э.Н. Информационно-образовательная среда вуза как средство реализации информационного подхода в образовании // Вестник Мининского университета. 2015. №4(12). С. 16.

11. Камерилова Г.С., Веряскина М.А., Варламов А.С. Модульный формат электронного учебно-методического комплекса дисциплин подготовки учителя безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. №5. URL: http://www.science-education.ru/128-22153 (дата обращения: 04.11.2016).

12. Картавых М.А., Филатова О.М. Концепция методической подготовки учителя безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2014. №3. URL: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/room-3-_7_-2014 (дата обращения: 14.01.2016).

13. Картавых М.А., Камерилова Г.С., Прохорова И.В, Агеева Е.Л., Веряскина М.А. Коммуникативная компетентность учителя физической культуры в области безопасности жизнедеятельности // Теория и практика физической культуры. 2016. №11. С. 17-19.

14. Картавых М.А., Камерилова Г.С., Агеева Е.Л. Образование в области безопасности жизнедеятельности: пишем магистерскую диссертацию: учеб. пособие. Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2015. 87 с.

15. Картавых М.А. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности (Учебный курс для будущих педагогов) // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2009. №1. С. 26-34.

16. Картавых М.А., Камерилова Г.С. Технологии образования в области безопасности жизнедеятельности: учебное пособие. Н.Новгород: Мининский университет, 2016. 86с.

17. Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластёнина. М.: Академия, 2007. 336 с.

18. Коммуникативная компетентность личности в области безопасности жизнедеятельности: монография / [Г.С. Камерилова и др.]. Н. Новгород: Мининский университет, 2016. 228 с.

19. Копылова Е.А. Учебный диалог как фактор смыслообразования в процессе обучения старших школьников: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Тюмень, 2011. 24 с.

20. Курилова С.Ю. Формирование коммуникативной компетентности старшеклассников в учебной проектной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 Владикавказ, 2011. 24 с.

21. Леонтьев Д.А. Личностная зрелость как опосредствование личностного роста // Культурно-историческая психология развития / под ред. И.А. Петуховой. М.: Смысл, 2001. С. 154-161.

22. Мельник Е.В. Содержание коммуникативной компетентности педагога // Психология и школа. 2004. №4. С. 36-42.

23. Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов: монография. М.: Педагогическое общество России, 2005. 144 с.

24. Руденский Е.В. Социальная психология: курс лекций. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ. 1998. 224 с.

25. Субетто А.И. Системогенетика образования, образовательные циклы и образовательное общество в XXI веке [Электронный ресурс] // Академия тринитаризма. URL: http://www. trinitas. ru / rus / doc / 0016 / 001b / 00161276. htm (дата обращения: 11.04.2014).


Просмотров: 114


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)