Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ БИОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Полный текст:

Аннотация

Усиление роли самостоятельной работы студентов, предусмотренное ФГОС, предполагает переход организации учебно-воспитательного процесса в вузе от парадигмы обучения к парадигме образования. Существенной частью этого перехода является формирование у студентов индивидуального стиля учения на основе самопознания ими собственных когнитивных особенностей и освоения индивидуальных практических приёмов и методов обучения в вузе. Показано, что комплексное психолого-педагогическое сопровождение студентов первого курса помогает им выработать индивидуальную траекторию обучения (выбор профиля обучения, разработка комплекса методов и упражнений для тренировки недостаточно развитых когнитивных функций), что улучшает их самостоятельную работу и повышает успеваемость. Комплексное сопровождение включает в себя входной контроль, курс «Учись учиться» и знакомство с «новыми» видами самостоятельной работы (составление предметных тестов, метод проектов).

Об авторах

К. Дятлова
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Россия
доктор педагогических наук, профессор Института аспирантуры и докторантуры


И. Колпаков
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Россия
специалист по информационно-аналитической работе центра качества образования ННГУ


Список литературы

1. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/documents/336 (дата обращения: 29.08.2016).

2. Федоров И.Б., Коршунов С.В., Караваева Е.В. Структура подготовки в высшей школе: анализ изменений в законодательстве Российской Федерации // Высшее образование в России. 2009. №5. С. 3-19.

3. Мелехова О.П. Методология перехода на уровневую систему подготовки в соответствии с новой нормативной базой высшего биологического образования. М., 2010. 254 с.

4. Миронов В.В. Проблемы реформирования Российского образования [Электронный ресурс] // Метафизика. 2014. №4(14). С. 52-60. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23146007 (дата обращения: 03.09.2016).

5. Каменски Е. Изменение парадигмы организации самостоятельной работы студентов в рамках компетентностной модели [Электронный ресурс] // Новые идеи нового века: материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ. 2014. Т. 2. С. 356-368. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21502110 (дата обращения: 03.09.2016).

6. Новикова Ж.С., Тухбатуллина А.Б. Реформа системы высшего образования: проблемы и перспективы [Электронный ресурс]// Теория и практика современного профессионального образования. 2015. Т. 1. С. 37-43. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23305517 (дата обращения: 03.09.2016).

7. Бублик Т.А. Планирование и организация самостоятельной работы студентов [Электронный ресурс] // Вестник нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. №2-1. С. 61-67. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21755284 (дата обращения: 03.09.2016).

8. Монако Т.П. Компетентностный подход к организации самостоятельной работы студентов [Электронный ресурс] // В мире научных открытий. 2015. №7.1(67). С. 397-402. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23931704 (дата обращения: 03.09.2016).

9. Степенко В.Е., Чернова О.А. Самостоятельная работа студента: есть ли возможность её организовать в вузе? [Электронный ресурс] // Ученые заметки ТОГУ. 2015. Т. 6. №4. С. 148-153. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=25085608 (дата обращения: 03.09.2016).

10. Власова И.Н. Самостоятельная работа студентов как условие успешной профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия №1. Психологические и педагогические науки. 2014. №2-2. С. 210-213. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23221668 (дата обращения: 03.09.2016).

11. Шепелюк О.Л. Самостоятельная работа студентов как этап подготовки к профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Перспективы науки. 2015. №6(69). С. 24-27. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=24252481 (дата обращения: 03.09.2016).

12. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. 528 с.

13. Ковалева Г.Е. Организация самостоятельной работы студентов на основе деятельностной теории учения. СПб., 1995. 38 c.

14. Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. Второе издание, дополненное и переработанное. М.: Педагогическое общество России, 2005. 144 с.

15. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 28.08.2016).

16. Шингарева М.В. Организация самостоятельной работы студента вуза в условиях реализации ФГОС ВПО [Электронный ресурс] // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина. 2015. №4(68). С. 24-29. URL: http://www.timacad.ru/deyatel/izdat/vestnik_MGAU/nomera/4%2868%29_2015.pdf (дата обращения: 04.09.2016).

17. Викарчук О.Н. Совершенствование системы довузовской подготовки абитуриентов в условиях модернизации высшего профессионального образования: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Тольятти, 2000. 144 с.

18. Дятлова К.Д., Колпаков И.А. Педагогико-психологическая оценка студентов первого курса с целью индивидуализации их обучения // Инновации в образовании. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. №4. С. 66-70.

19. Колпаков И.А. Исследование интеллектуальных особенностей студентов для формирования их индивидуальной образовательной траектории и готовности к самостоятельной работе [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы развития образования в России и за рубежом: сборник материалов международной научной конференции (Волгоград, 24-25 мая 2013). Киров: МЦНИП, 2013. С. 167-174. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

20. Дятлова К.Д. Формирование индивидуальных стилей учения студента // Инновации в образовании. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. №5[2]. С. 55-59.

21. Дятлова К.Д., Колпаков И.А. Развитие программы по формированию индивидуальных когнитивных стилей студентов первого курса // Инновации в образовании. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. №3[4]. С. 45-50.

22. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. 384 с.

23. Вареница Л.А. Обучение школьников с учетом правополушарного и левополушарного мышления // Предметные олимпиады учащихся по экологии, биологии, основам безопасности жизнедеятельности: проблемы, поиски, перспективы развития: монография. М.-Пенза: ПГПУ, 2009. С. 50-57.

24. Левченко И.В. Учет репрезентативной системы учащихся в процессе подготовки к олимпиадам // Предметные олимпиады учащихся по экологии, биологии, основам безопасности жизнедеятельности: проблемы, поиски, перспективы развития: монография. М.-Пенза: ПГПУ, 2009. С. 41-50.

25. Практикум по гендерной психологии / под ред. И.С. Клециной. СПб.: Питер, 2003. 479 с.

26. Дятлова К.Д., Францева Ю.Е. Оценка эффективности довузовской подготовки абитуриентов: монография. LAP LAMBERT Academic Publishing, Deutshland, 2012. 130 с.


Просмотров: 102


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)