Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАТЕРИ НА САМООТНОШЕНИЕ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

Полный текст:

Аннотация

В статье анализируются исследовательские подходы к пониманию самоотношения старшего дошкольника как единства ценностно-эмоционального отношения и самооценки, специфики возрастного развития самоотношения, его факторов и механизмов. Авторы рассматривают и обобщают исследования эмоциональных аспектов взаимодействия матери с детьми как фактора становления самоотношения ребенка в раннем онтогенезе. Приводится авторское эмпирическое исследование, в котором соотносятся характеристики материнского взаимодействия и аспекты отношения к себе у старшего дошкольника. Авторы устанавливают статистически незначимую, но устойчивую тенденцию зависимости уровня самоотношения старших дошкольников от характеристик эмоционального взаимодействия матери. Выявлена двухфакторная структура эмоциональных способов взаимодействия матери с ребенком, которые обозначены авторами как «эмоциональный отклик» и «эмоциональная поддержка», связанные с самооценкой и самопринятием старшего дошкольника, соответственно.

Об авторах

О. Суворова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия
доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры классической и практической психологии


И. Черемисова
Волгоградский государственный университет
Россия
доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологи


Е. Мамонова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия
кандидат психологических наук, доцент


Список литературы

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: пер. с англ. М.: Прогресс, 1986.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 378 с.

3. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей: пер. с англ. М.: Академический проект, 2004. 232 с.

4. Бурменская Г.В., Борисова И.А., Пупырева Е.В. Привязанность ребенка к матери и особенности его самооценки // Психологические проблемы современной российской семьи: материалы Всерос. науч. конференции (Москва, 14-16 октября 2003 г.). Ч. 1. М., 2003. С. 202-207.

5. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01. М., 1986.

6. Васильева Е.Н., Суворова О.В. Эмоциональное и социальное развитие старшего дошкольника в зависимости от материнского принятия // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2004. №1. С. 13-26.

7. Захарова Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду. 1998. №1. С. 9-17.

8. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009.

9. Матушевская М.В. Теория привязанности: история и современное состояние исследований // Перинатальная психология и психология родительства. 2005. №2. С. 40-79.

10. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. 108 с.

11. Роджерс К. Клиент-центрированная терапия. М.: Ваклер,1997. 320с.

12. Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопросы психологии. 1995. №3. С. 139-151.

13. Суворова О.В., Мамонова Е.Б. Образ Я подростков в зависимости от типа близости с матерью [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2016. №2. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24219.

14. Суворова О.В., Чермисова И.В., Мамонова Е.Б. Привязанность к матери как фактор я-концепции подростка [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2016. №2(7). URL: http://www.vestnik.mininuniver.ru.

15. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. 144 с.

16. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996. 592 с.

17. Bandura A. Social learning and personality development. New York, 1969. 363 p.

18. Baumrind D. Parenting styles and adolescent development // J Brock-Gann. R.M. Lerner, & A.C.Peterson (Eds.). Encyclopedia of Adolescence. 1991. Vol. 2.

19. Bronfenbrenner U. Ecological systems theory // Ann. of Child Develop. 1989. Vol.6. P. 187-249.

20. Harter S. Manual: social support scale for children. University of Denver, 1986.

21. Paterson C. Theories of counseling and psychotherapy (2 nd. ed). New York: Harper and row, 1973.


Просмотров: 111


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)