Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Аннотация

В статье обсуждается проблема проектирования учебного занятия в вузе на основе компетентностного подхода. Рассматриваются и анализируются различные подходы к понятиям педагогическое проектирование, прогностическая компетенция педагога, прогностические действий. Рассмотрены этапы проектирования учебных занятий в высшей школе. В статье предложен авторский подход к проектированию учебного процесса в вузе в соответствии с этапами учебного занятия: этап целеполагания, процессуальный этап и рефлексивный этап. Обоснована целесообразность проектирования социального контекста занятия. Содержание этапов проектирования проанализировано в сопоставлении компетентностной и традиционной системы обучения. Предложенные в статье содержательные характеристики критериев анализа проектировочных действий на каждом этапе учебного занятия могут быть использованы преподавателями вуза в качестве реальных ориентиров при осуществлении проектировочной деятельности.

Об авторах

Е. Гуцу
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования


М. Няголова
университет им. Святых Кирилла и Мефодия
Болгария
кандидат психологических наук, доцент кафедры


Список литературы

1. Адольф В., Степанова И. Проектирование образовательного процесса на основе компетентностного подхода // Высшее образование в России. 2008. №3. С.158-161.

2. Александрова Н.М., Маркова С.М. Проблемы развития профессионально-педагогического образования [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2015. №1. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/e6b/11-problemy-razvitiya-professionalno_pedagogicheskogo-obrazovaniya.pdf (дата обращения: 05.05.2015).

3. Артюхина А. Проектирование и создание образовательной среды для профессионально-личностного развития студентов // Alma mater (Вестник высшей школы). 2006. №9. С. 15-21.

4. Барашкова Ю.Н. Этапы проектирования учебного занятия в вузе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. №6. С. 215-218.

5. Вербицкий А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2010. №5. С.32-45.

6. Гальмукова И.А. Модель формирования у преподавателей вуза умений проектирования системы педагогического мониторинга качества обучения студентов вузов // Успехи современного естествознания. 2005. №3. С. 65-68.

7. Гуцу Е.Г. Проектировочные действия преподавателя педвуза при реализации компетентностного подхода // Педагогика. 2012. №2. С. 58-63.

8. Гуцу Е.Г. Изучение профессиональной компетенции преподавателя вуза на основе анализа учебного занятия // Нижегородское образование. 2013. №2. С. 73-78.

9. Гуцу Е.Г., Кочетова Е.В., Няголова М.Д. Профессиональная рефлексия преподавателя вуза в условиях перехода на компетентностную модель профессионального образования [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2015. №3. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/ea8/gutsu.pdf (дата обращения: 05.06.2017).

10. Ежова Т.В. Субъект-субъектное диалогическое взаимодействие студента и преподавателя как педагогическое условие построения гуманитарного педагогического дискурса // Инновации в образовании. 2008. №11. С. 16-25.

11. Ермолаева С.С. Педагогическое проектирование в вузовском образовании [Электронный ресурс] // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. URL: http://www.jurnal.org/ (дата обращения: 09.06.2017).

12. Киселева О.В. Психологические условия развития прогностических действий как компонента профессиональной компетенции психолога начальной школы: автореф. дис. … канд. психол. наук. Н.Новгород, 2009.

13. Колдина М.И. Деятельность преподавателя вуза в условиях модернизации образования [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2013. №2. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/acb/14_deyateljnostj_prepodavatelya_vuza_v_usloviyah_modernizacii_obrazovaniya.pdf (дата обращения: 10.06.2017).

14. Компетентностно-ориентированная стратегия профессиональной подготовки педагога: коллективная монография / под ред. Л.Е. Шапошникова, В.В. Николиной, О.А. Сафоновой. Н.Новгород: НГПУ, 2011.

15. Маркова С.М., Горлова В.Г. Проектировочная деятельность педагога как творческий процесс [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2014. №3. С.3-7. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/223/19-proektirovochnaya-deyatelnost-pedagoga-kak-tvorcheskiy-protsess.pdf (дата обращения: 09.06.2017).

16. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Проектирование педагогического процесса на технологической основе [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2014. №3(7). С. 20. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/ef9/20-proektirovanie-pedagogicheskogo-protsessa-na-tekhnologicheskoy-osnove.pdf (дата обращения: 09.06.2017).

17. Муравьева Г.Е., Моругина В.В. Проектирование образовательного процесса в педагогическом вузе на основе компетентностного подхода: монография. Шуя, 2012. 170 с.

18. Николаева Т.П., Бичева И.Б. Устойчивое личностно-профессиональное развитие студентов в вузе [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2015. №1. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/bf6/19-ustoychivoe-lichnostno_professionalnoe-razvitie-studentov-v-vuze.pdf (дата обращения: 09.06.2017).

19. Няголова М.Д. Планироване и организация на семинарните занятия по психология // Научна сесия 2011. Сборник научни трудове. Част II / под ред. на Н. Ненов. НВУ „В. Левски”. Факултет „Артилерия, ПВО и КИС”, изд. „Химера” ООД, Шумен, 2012. С. 382-392.

20. Прохорова М.П., Семченко А.А. Инновационная деятельность преподавателя вуза как фактор качества педагогического образования [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2016. №1. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/039/prokhorova.pdf (дата обращения: 09.06.2017).

21. Самерханова Э.К. Готовность педагогов высшей школы к созданию новых образовательных продуктов [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2016. №2. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/4c4/samerkhanova.pdf (дата обращения: 10.06.2017).

22. Цыплакова С.А. Педагогическое проектирование: сущность и особенности [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2013. №4. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/e2d/17-pedagogicheskoe-proektirovanie_sushchnost-i-osobennosti.pdf (дата обращения: 09.05.2017).

23. Competence: Inquiries into its Meaning and Acquisition in Educational Settings / Ed. by Edmund C. Short. Lanham etc., University Press of America, 1984. Vol.VI.

24. Schrtz M. Whah is a «European Teacher»? // ENTEP Discussion Paper. 193.170.42.61 / entep / ET Final. June 2005.

25. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne? Switzezland 27-30 March, 1996/ Council for Cultural Co-operation (CDCC) a // Secondary Education for Europe Strsburg, 1997

26. Stelzer-Rothe T. Kompetenzen in der Hochschullehre. Rustzeug fur gutes Lehren und Lernen an Hochschulen. Rinteln, 2005. 400 р.


Рецензия

Просмотров: 1132


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)