Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЛЕ ПОНЯТИЯ «БЕЗБАРЬЕРНАЯ ДИДАКТИКА» В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме моделирования системы инклюзивного высшего образования, где важнейшим компонентом выступает соблюдение требований безбарьерной дидактики, обращение к которой имеет научно-практический смысл. Инновационность и дискуссионность понятия «безбарьерная дидактика» определили содержание научного дискурса и описания терминологического поля. Лексико-семантический ряд безбарьерной дидактики основывается на детализации понятий «дидактика», «дидактика высшей школы», «дидактические барьеры». В качестве примеров в статье представлен терминологический ряд понятий «студенты с ограниченными возможностями здоровья» и «безбарьерная дидактика», полученный в ходе использования технологии «Синквейн» при работе с преподавателями вузов. Предложено рабочее определение ключевого понятия статьи, актуализированы задачи и принципы безбарьерной дидактики в качестве исходных положений для реализации в системе инклюзивного высшего образования.

Об авторах

В. Кудрявцев
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия
кандидат психологических наук, доцент


С. Каштанова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия
кандидат психологических наук, доцент


Список литературы

1. Артюхина А.И., Чумаков В.И., Иванова Н.В. Формирование готовности преподавателей к инклюзивному обучению студентов // Здоровье и образование в XXI веке. 2016. Т. 18. №5. С. 85-87.

2. Дудина М.Н. Дидактика высшей школы: от традиций к инновациям: учебное пособие для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2016. 151 с.

3. Карпушкина Н.В. Современные стратегии моделирования информационно-аналитического сопровождения инклюзивного высшего образования в России // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. №1. C. 161-168. doi: 10.17759/pse.2017220117.

4. Каштанова С.Н., Фильченкова И.Ф. Критериальная база для проведения мониторинга деятельности вузов и региональных ресурсных центров по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Современные научные исследования и инновации. 2016. №10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72157 (дата обращения: 02.06.2017).

5. Кудрявцев В.А., Каштанова С.Н. Мониторинг условий реализации инклюзивного высшего образования в вузах Российской Федерации // Вестник Мининского университета. 2016. №3(6). С.10.

6. Макарова Н.С. Трансформация дидактики высшей школы: учебное пособие. М.: Флинта, 2012. 180 с.

7. Медведева Е.Ю., Ольхина Е.А. Вопросы безбарьерной дидактики в инклюзивном высшем образовании [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2017. №3. URL: http:// web.snauka.ru/issues/2017/03/80226 (дата обращения: 29.04.2017).

8. Серафимов Л.А. Проблемы активности студентов. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского университета, 1975. 163 с.

9. Фуряева Т.В., Фуряев Е.А. Инклюзивная высшая школа за рубежом // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2015. №4. С.78-82.

10. Челнокова Е.А., Кузнецова С.Н. Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе Мининского университета // Вестник Мининского университета. 2017. №1. С. 6.

11. Швец И.М. Дидактика высшей школы: учебно-методическое пособие. Н. Новгород, 2014. 149 с.


Просмотров: 89


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)