Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Полный текст:

Аннотация

Изменение условий жизнедеятельности современного человека и инновационный менталитет личности активизировали проблемы профессионального и личностного самоопределения. Старший школьный возраст является периодом амбивалентной, первичной оптации. В данном возрасте формируются основы нравственного отношения к различным видам труда, осуществляется становление системы личностных ценностей, которые предопределяют избирательность отношения старшеклассников к разнообразным профессиям. Целью исследования стало выявление социально-педагогических условий профессиональной ориентации старшеклассников. Объект исследования - профессиональная ориентация старшеклассников. Предмет исследования - проектирование социально-педагогических условий профессиональной ориентации старшеклассников. В статье анализируются следующие социально-педагогические условия профессиональной ориентации старшеклассников школы: осуществление педагогической поддержки развития профессионального самоопределения старшеклассников; формирование конкурентоспособности личности; включение подростков в игровую деятельность. Авторы делают акцент на том, что профориентация выступает одной из ключевых функций школы в современных условиях. Именно профориентационные мероприятия содействуют адекватному профессиональному выбору старших школьников, который определяет их дальнейший жизненный успех. Следовательно, эффективность профессиональной ориентации может быть обеспечена выявлением профессионально-образовательных выборов старшеклассников и оценкой качества получаемых профориентационных услуг. Подобные исследования необходимы для повышения качества осуществляемой школами профориентационной деятельности.

Об авторах

Е. В. Плотникова
Борисоглебский филиал Воронежского государственного университета
Россия
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и современных образовательных технологий


Н. Быстрова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия
кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального образования и управления образовательными системами


Список литературы

1. Ахияров К.Ш., Амиров А.Ф. Формирование ценностных ориентаций будущих учителей // Педагогика. 2012. №3. С.50-54.

2. Бондаревская E. B. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. 2011. №4. С. 11-14.

3. Быстрова Н.В., Перова Т.В., Плотникова Е.Е., Уханов А.Ф. Основные проблемы профориентации старшеклассников // Успехи современной науки. 2016. №11. Т.2. С. 25-28.

4. Быстрова Н.В., Плотникова Е.Е., Уханов А.Ф. Реализация антропологического подхода в условиях перехода к ФГОС общего образования [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Мир науки» 2016. Том 4. №2. URL: http://mir-nauki.com/PDF/62PDMN216.pdf.

5. Быстрова Н.В., Уханов А.Ф. Концептуальные основы воспитательной системы общеобразовательной школы // Общество: социология, психология, педагогика. 2015. №6. С. 90-92

6. Быстрова Н.В., Уханов А.Ф. Методическая работа в школе как фактор повышения качества образования // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Н. Новгород, 2016. С.41-42.

7. Быстрова Н.В., Уханов А.Ф., Гриценко Н.Е., Румянцева Н.А. Сущностные характеристики девиантного поведения школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2016. №53-9. С.130-136.

8. Климов Е.А. Как выбрать профессию. М.: Просвещение, 2014. 183 с.

9. Леонтьев А.Н. Психология общения. М.: Изд-во Московского университета, 1997. 296 с.

10. Мудрик А.В. Социализация человека: учебное пособие. Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 2011. 271 с.

11. Огородова М.В., Быстрова Н.В., Уханов А.Ф. Особенности реализации социального партнерства в образовательном пространстве школы // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №7 (часть 5). С. 888-890.

12. Плотникова Е.Е. Социализация подростков в процессе туристско-краеведческой деятельности // Гуманизация образования. 2015. №5. С. 62-68.

13. Плотникова Е.Е., Кравченко М.А. Концептуальные основы профессиональной ориентации старшеклассников // Психология и педагогика: актуальные проблемы и тенденции развития: материалы II международной научно-практической конференции (очно-заочной) / ответственный редактор Е.В. Сахарова. Борисоглебск, 2016. С. 43-48.

14. Плотникова Е.Е., Наумкина А.С. Психолого-педагогические основы изучения рефлексии // Проблемно-информационный подход к реализации целей современного образования: вопросы теории и практики: материалы XI международной научно-практической конференции / ответственный редактор Л.И. Колесник. Нижневартовск, 2016. С. 267-269.

15. Плотникова Е.Е., Новокщёнова В.В. Социальная инициативность как предмет психолого-педагогического исследования // Психология и педагогика: актуальные проблемы и тенденции развития: материалы II международной научно-практической конференции (очно-заочной) / ответственный редактор Е.В. Сахарова. Борисоглебск, 2016. С. 273-277.

16. Плотникова Е.Е., Строкова Е.Н. Социализация личности как психолого-педагогическая проблема // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Н. Новгород: Мининский университет, 2015. С. 91-95.

17. Прохорова М.П., Быстрова Н.В., Уханов А.Ф., Седых Д.В. Инновационная деятельность преподавателя в системе профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2016. №51.С. 140-146.

18. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники: 8-11 классы, ПТУ и колледж. М.: ВАКО, 2008. 273 с.

19. Сластёнин В.А., Колесникова И.А. Воспитательная деятельность педагога. М.: Академия, 2008. 336 с.

20. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. М.: Академия, 2005. 128 с.


Просмотров: 217


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)